Новейшие открытия в Южной Африке показали, что уже австралопитеки питались мясом. Мясная пища, имела таким образом важное значение для успешного существования уже непосредственных предков древнейших людей. Эти открытия нанесли окончательный удар утверждениям о позднем возникновении охотничьего хозяйства. О том, что древнейшие люди наряду с собиранием растительной пищи, охотились на крупных животных, свидетельствуют и находки синатропа. Ряд других археологических памятников, относящихся примерно к тому же времени к дошельской и шельской эпохам, также свидетельствует об охотничьем хозяйстве древнейших людей. К числу таких памятников принадлежит стоянка Торральба, находящаяся в центральной части Пиренейского полуострова. При раскопках Торральбы обнаружены примитивные каменные орудия, характерные для конца шельской эпохи (отщепы и рубила), многочисленные кости теплолюбивых животных, живших в начале четвертичного периода: древнего слон, приближающегося к южному слону, носорога, дикого быка, дикой лошади и некоторых других. Кости слонов принадлежали не менее чем 30 особям.
Животные эти несомненно были убиты обитателями стоянки во время охоты, а часто их туши были принесены в стойбище. При раскопках грота обсерватории, расположенного на побережье Средиземного моря, близ Монако, в нижнем культурном слое найдены останки охотничьего стойбища шельского времени, примитивные каменные орудия вместе с костями древнего слона, носорога Мерка и гиппопатама. Останки подобных же охотничьих лагерей, в которых кости убитых на охоте крупных теплолюбивых животных раннечетвертичного времени (древнего слона, носорога, гипппопатама, оленя и др.) лежали перемешанными с примитивными каменными орудиями, обнаружены в Шпихерн и Бурбих в Эльзасе. Здесь, как и в Чжоукоуддяне, древнейшие охотники жили в пещерах, в последствии разрушившихся. Правда, таких охотничьих лагерей дошельского и шельского времени до нас дошло очень немного, так же как немного дошло до нас костных остатков самих людей того времени. Но всё же время от времени археологи обнаруживают новые и новые остатки охотничьих лагерей дошельской, шельской и ашельской эпох. Всвязи с этим значительный интерес представляет скелет древнего слона, обнаруженный 1948 году в Германии, у Лерингена (нижняя саксония на реке Аллер), вместе с грубыми, примитивными каменными орудиями. Между рёбрами слона было найдено изготовленное из тисового дерева копьё длиной 215см; тонкий конец копья заострён и закалён на огне. Центр тяжести копья располагается ниже его середины; следовательно, оно употреблялось не как метательное оружие, а как пика, рогатина. Принадлежность копья к тому же, вероятно ашельскому времени, что и скелет древнего слона, несомненны и доказывается залеганием их в одном и том же непотревоженном слое. Дерево, как правило не сохраняется в течении длительного времени, поэтому деревянные орудия эпохи палеолита обнаруживают лишь в виде редкого исключения. С находкой в Лерингене можно сопоставить находку в охотничьем лагере Торальба обугленного конца деревянного копья, также лежавшего среди костей древнего слона. Сходная находка была сделана в Англии, в древнепалеолитическом местонахождении Клактон. Обе находки очень важны для характеристики древнейшего охотничьего хозяйства.
Правовая система
В годы Освободительной войны в Украине формируется своеобразная правовая система. Хотя гетман своими универсалами неоднократно и подтверждал действие Устава 1588 г. и магдебургского права на освобожденной территории, фактически они здесь почти не применялись. Так, магдебургское право действовало только в больших городах (Киев, Переяслав ...
Интеллигенция в годы Перестройки
«Понимание необходимости реформ было выношено, я бы сказал, выстрадано обществом. И задача реформаторов состояла не столько в том, чтобы сочинять новые модели и навязывать их обществу, сколько в том, чтобы снять ограничения, тормоза, избавить общество от несвободы и дать возможность для дальнейшего развития в рамках общецивилизационных ...
Развитие городов Киевской Руси во времена принятия
Правды Ярослава
Новые явления в хозяйственной жизни страны, в становлении новых отношений между людьми нашли отражение в развитии городской жизни на Руси[3].
Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Но поначалу это были либо центры племенных княжений, либо места, где стояли языческие боги и находились язычески ...
Разделы