Не мене важным делом, по мнению традиционалистов, чем создание преград на пути оттока дворян-землевладельцев в город, было создание барьеров против наплыва представителей низших сословий. Как же можно было получить дворянство в то время? Существовало несколько путей.
1. Государственная служба. Статус потомственного дворянина в этом случае можно было приобрести получив жалованную грамоту монарха, дослужившись до определенного чина Табели о Рангах (в 1856 г. – с 6 класса для офицеров и с 4 класса для чиновников) или став членом одного из почетных орденов. Но на самом деле ни один из этих путей не был столь уж легким. В 1897 году удельный вес новых дворян составлял всего 8% от общего числа. Таким образом, не было никакого ускоренного размывания чистоты дворянских родов, которого так боялись традиционалисты.
2. Личное дворянство. Его получали такими же путями, как и потомственное дворянство (по Табели о Рангах – с 9 чина, по изволению императора или за награждение орденами). Личное дворянство могло быть пожаловано даже купцам. В результате с середины 19 века начался быстрый рост численности личных дворян, намного опережающий рост числа потомственных. Потомственные дворяне изначально сторонились личных и фактически воспринимали их как членов городского сословия. Личные дворяне были лишены многих привилегий, в том числе права владеть землей с крестьянами. Но на них распространялись все полезные личные права потомственных дворян. Освобождение крестьян уменьшило правовую дистанцию между этими двумя категориями дворян. Но распространение общих личных прав дворянства на другие сословия одновременно уничтожило и самое важное, что их объединяло.
3. Через землевладение. Отделение потомственного дворянства от личного и дальнейшее затруднение получения чиновниками потомственного дворянства были отрицательными методами укрепления связи первого сословия с землевладением. Положительный подход состоял в том, чтобы возводить в это звание представителей низшего сословия, которые обладали значительными земельными участками. Но указом от 28 мая 1900 г. Николай отменил это решение. Основным критерием принадлежности к первому сословию осталась государственная служба.
Таким образом, государство было заинтересовано в сохранении сути дворянства как служилого сословия. Причиной этого был все тот же страх перед тем, что дворянство утрачивает связь с землей. Традиционно дворянин и землевладелец считались синонимами. После освобождения крестьян между этими понятиями оставалось все меньше общего
Начало революции. Кровавое воскресенье
Все эти проблемы требовали внимания со стороны лидера государства. С началом русско-японской войны Николай II попытался объединить общество против внешнего врага, сделав значительные уступки оппозиции. Николай II хотя и делал некоторые попытки для стабилизации обстановки в России в начале века, однако ситуация требовала более решительны ...
Охота на дикую лошадь
Среди изображений животных в искусстве позднего палеолита, которое воспроизводило главным образом виды животных, имевших особенное значение в существовании человека, изображение лошади наряду с изображением мамонта является одним, из наиболее распространённых. Судя по рисункам и скульптурным изображениям, дикая лошадь в ледниковое время ...
Государственная религия – зороастризм
В Сасанидской державе особую роль играла государственная религия – зороастризм, которая активно способствовала укреплению власти персидской знати и закабалению трудящегося крестьянства. Зороастризм окончательно сложился в догматическую воинствующую религию со строго определенным культом только в сасанидское время. В основе зороастризма ...



Разделы