Рождение класса: дворяне-землевладельцы в годы революции и после нее.

Материалы » Миф о русском дворянстве » Рождение класса: дворяне-землевладельцы в годы революции и после нее.

Революция 1905 г. Обозначила начавшуюся с большим запозданием политическую модернизацию России. Как система самодержавного господства, так и режим правовых привилегий были серьезно повреждены, хотя недостаточно серьезно, чтобы изменить природу власти. Революция и вызванные ею изменения материально затронули первое сословие. Более того, представители дворянства играли важную роль в этих драматических событиях. Если у разнообразных революционных элементов и было нечто вроде общей программы 1905 г., то это была программа освободительного движении, образованного преимущественно интеллигентами из той части первого сословия, которая вполне вписалась в жизнь современного городского сектора тогдашнего российского общества.

Либералам удалось за короткий срок заручиться поддержкой дворян. Они были готовы поддержать требования об участии народа в законодательном процессе, так как предполагали, что именно они окажутся вождями любого законодательного собрания. И действительно, несмотря на победное шествие принципа правового равенства и сужение сферы правовых привилегий, сами сословные различия сохранялись в полной мере. В результате избирательной реформы 1905 г. Доля дворян, составлявших в первых двух Думах примерно треть, поднялась до половины в Третьей и Четвертой Думах, а доля помещиков выросла до двух пятых. Это, естественно, сделало Думу более консервативной. Подавляющее большинство дворяне сохраняли и в Государственном совете.

Неизменность сословной риторики до известной степени была отражением культурного запаздывания – знакомый термин «сословие» применяли для обозначения незнакомого явления «класс». Но прежде всего в этом отражался переходный характер российского общества и его учреждений, разумеется, непреклонное пристрастие самодержавия к архаическим формам. Усилия первого сословия по созданию класса землевладельцев, имеющих желание и возможности отстаивать свои четко осознаваемые общие интересы, начались до 1905 г. и к 1914 г. еще не увенчались успехом. Процесс зашел уже достаточно далеко и стал необратимым, но его было не видно за ширмой устарелой сословной структуры Российской государственности, которая сохранила безусловную поддержку монархии.

Александр III Александрович (26.02.1845 - 20.10.1894) Император всероссийский (2.03.1881 - 20.10.1894)
Александр III не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Взойдя на престол, он пос ...

Особенности развития стран Азии и Африки в новое время
Буржуазные авторы утверждают, будто бы к началу нового времени народы Азии и Африки находились в состоянии неподвижности и застоя, были уже не способны к какому бы то ни было прогрессивному развитию без вмешательства цивилизованной Европы. Но история народов Востока, создавших высокоразвитуюматериальную и духовную культуру, опровергает ...

Что же поведал Платон?
Нет предела выдумкам энтузиастов. Причина околонаучной путаницы понятна. Рассказы Платона об Атлантиде содержат около тысячи строк; диалог Критий обрывается буквально на полуслове. «Большая часть диалога «Критий» либо утеряна, либо недописана самим Платоном, причем эта часть являлась бы самой интересной», - отмечала известный советский ...