Рождение Альбертины.
Страница 1

От основания Прусского герцогства до открытия университета в Кенигсберге прошло почти 20 лет. Кто знает, в какой момент этих двух десятилетий нового бытия Альбрехт впервые задумался о созданияя собственной высшей школы. Одно несомненно: идея эта неизбежно должна была емй явиться.

Население новосозданного герцогства было весьма пестрым как в этническом отношении, так и по вероисповеданию. Здесь жили немцы, пришедшие за рыцарями в разные времена, полуонемеченные пруссы, литовцы, поляки, выходцы из других стран. Вместе с набиравшим силу лютеранством живы были еще и старые католические традиции. Большинство же прусско-литовского населения явно или тайно хранило верность старым языческим богам. Герцогство очень нуждалось в профессиональных учителях и врачах.

Так, еще в 1541 г. герцог Альбрехт обращался за врачебной помощью, в которой нуждался один из его советников Георг фон Кунгейм, в соседнюю Вармию во Фрауенбург ( ныне Фромборк в Польше ), к канонику Вармийского капитула Николаю Копернику ( 1473-1543), слывшему искусным лекарем. В апреле 1541 г., несмотря на почтенный возраст- ему было 68 лет, создатель гелиоцентрической системы мира приехал в Кенигсберг и лечил здесь герцогского советника. Коперник пробыл в этом городе с 8 апреля по 3 мая. История взаимоотношений Альбрехта и Коперника не исчерпывается этим эпизодом- она насчитывает более двух десятилетий и отмечена подчас неординарными ситуациями.

Есть сведения о том, что в 1530 г. при дворе Альбрехта непродолжительное время служил славянский просветитель родом из белорусского полоцка Франциск Скорина / начало 1540-х годов), основавший в начале 20-х гг.XVI в. типографию в Вильно. Именно здесь впервые в Восточной Европе были отпечатаны книги на кириллице.

Стараниями Альбрехта залы Кенигсбергского замка украсили картины местных и заграничных художников

Велики были заслуги первого прусского герцога в формировании интеллектуальной и духовной атмосферы новой Пруссии, но самым значительным его деянием в области культуры стало основание Кенигсбергского университета. По словам французского историка Э.Лависса (1842-1922), « из всех немецких государей Гогенцоллеры лучше всего понимали, какую службу может сослужить вовремя и на месте основанный университет. Они прибегали к этому средству во все решительные моменты прусской истории. Швырнув прочь знаки своего достоинства и приняв лютеранство, чтобы стать герцогом, Альбрехт Гогенцоллер основывает Кенигсбергский университет с миссией распространять на восточном берегу Балтийского моря то учение, которому герцог был обязан короной».

Основанием университета он желал также подчеркнуть княжеский ранг своего двора, следуя примеру других европейских государей. Пример короля Христиана, брата жены Альбрехта, был особенно убедительным: Дания, приняв лютеранство, испытывала, как и Пруссия, острую потребность, в протестантских проповедниках, и Христиан решил эту проблему именно путем «протестанизации» основанного еще в 1479 г. университета.

Решение назревших государственных и церковных проблем можно было найти, открыв в герцогстве собственную высшую школу. Однако задача эта при отсутствии в стране интеллектуальной традиции должного уровня была совсем нелегкой. В условиях непрерывных войн солдат безусловно предпочитался ученому. Великие магистры не отягощали себя особой образованностью и не стремились иметь в своем окружении образованных людей. Исключением был предпоследний великий магистр Фридрих Саксонский, имевший университетское образование. Именно при Фридрихе Кенигсбергский орденский двор начал обретать светский лоск. Идеи Возрождения начали проникать в далекую от важнейших европейских центров Пруссию.

Страницы: 1 2 3

Восстановление народного хозяйства СССР. Особенности 4-й и 5-й послевоенных пятилеток 1946-1955 гг.
После войны началась демобилизация Красной армии, а также репатриация наших граждан. Было отменено чрезвычайное и военное положение, упразднен ГКО. Снизилось военное производство и началось перераспределение материальных, людских и финансовых ресурсов между экономическими районами. Главной задачей послевоенного периода стало восстановле ...

Основные черты развития промышленной цивилизации.
В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной рево­люции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты. В качестве экономического и по ...

Культура древней Руси
Культура древней Руси — это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры. Скоморохи — б ...