Гимн
Страница 1

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:

1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;

2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.

Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. Истоки гимна - в глубинах истории. Уже несколько тысячелетий назад у некоторых народов были созданы торжественные песнопения. Они славили красоту родной земли и ее богатства, подвиги предков. В Древней Греции гимн - культовая песня в честь божества (Аполлона, Диониса). В 7-5 вв. до н.э. гимны писали Алкей, Алкман, Пиндар. Под названием гимна до нас дошли поэтические произведения эпико-повествовательного характера; наиболее известны гомеровские гимны (приписывались в древности Гомеру), орфические гимны (эпоха позднего эллинизма). Утвердившееся христианство создало гимнографию, входящую в церковное богослужение и молитвенный обиход (гимны Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина в восточной церкви, "Те Deum laudamus" и др. на Западе). Социально-религиозные движения 15-16 вв. породили многочисленные духовные гимны: протестантский (лютеровский) хорал в Германии (выдающийся образец - "Наш бог - наша твердыня" - "Ein' feste Burg ist unser Gott"), гуситские песни в Чехии. Великая французская революция вызвала к жизни революционные гимны, в том числе " Смотрите печь радакс у нас.

Марсельезу

"

. Революционный пролетариат создал свой гимн - "

Интернационал

"

. До 1 января 1944 он был также государственным гимном СССР.

До наших дней дошел величайший памятник культуры Руси XII века "Слово о полку Игореве". В нем содержатся строфы, выражающие скорбь и гнев народа, восславляющие подвиги героев во имя Отечества.

Пели песню старым

князьям,

Молодых настало время

славить нам.

. Здрав будь князь, и вся

дружина здрава!

Слава князьям, и дружине

слава!

В России впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе появилась при Петре I.

В елизаветинские времена (1741-1761 гг.) музыка стала составной и непременной частью жизни двора и петербургского дворянства. Все торжества и праздники сопровождались вокальной и инструментальной музыкой.

В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) большое распространение получают ритуалы по случаю побед русского оружия. Они приобретают форму церемониалов - балов. Об одном из таких празднеств мы узнаем из "Описания торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина Таврического". Оно примечательно тем, что выдающийся русский композитор И.А. Козловский написал по этому случаю специальную музыку гимнического характера, в форме полонеза для оркестра и хора на слова крупнейшего поэта екатерининской эпохи Г.Р. Державина. Называлось произведение "Русский победный гимн времен Екатерины Великой". Полонез приобрел исключительную популярность, став на некоторое время русским национальным гимном. Этой музыке была суждена и более продолжительная жизнь. П.И. Чайковский использовал полонез в сцене бала в опере "Пиковая дама".

С 1816 года официальным в России стал английский гимн "Боже, храни короля". Русский текст его был написан в 1833 году известным русским поэтом В.Л. Жуковским. Однако такая держава как Россия, безусловно, нуждалась в собственном национальном гимне, музыкальная основа которого угрожала бы истинную душу и характер российского народа. Поэтому в том же 1833 году царствовавшим тогда императором Николаем I было дано указание близкому к придворным кругам композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального гимна на слова В. А, Жуковского. Вот как описывает эту историю сам А.Ф. Львов:

" . В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что государь сожалеет, что мы не имеем своего народного гимна и поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспомнил о величественном гимне английском, оригинальном французском. Я почувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкови, годный для войск, годный для народа от ученого до невежды".

Страницы: 1 2 3

Основные точки зрения на проблему особенностей русской истории
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, ...

Современные взгляды церкви на Распутина
Как Церковь относится к личности Распутина? Насколько велика его роль в гибели государства, царской семьи, императора? Церкви он представляется "микро-антихристом", вызвавшим падение России и смерть всех доверившихся ему людей - как прообраз конца света, что через него бесы вышли в мир и завладели миллионами душ. Возможно, с н ...

Строительство здания Кунсткамеры
Здание Кунсткамеры принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служи ...