Образование Хазарского каганата
Будущее нового Каганата принадлежало хазарам, но в 650 году, власть находилась в руках кагана из рода Ашина и окружавшей трон тюркютской аристократии. Это была не просто власть, опиравшаяся на военную силу – престол кагана и его личность были священны для тюркютов. За время столетнего существования Тюркютского Каганата к священной особе государя, потомка кагана Ашина, с трепетом стали относиться и другие тюркютские народы степной полосы Евразии.
Ираноязычный народ алан, так же, как и хазары, оказали поддержку кагану, основателю нового Каганата, и таким образом вокруг него сложился мощный военно-политический союз, объединивший, хазар, алан, болындур-болгар, дагестанских гуннов и бежавших из Средней Азии тюрков-нушибийцев. Первой столицей Хазарского; Каганата был город Семендер в Стране Гуннов. Несколько лет спустя был построен новый город близ Терека, на который было перенесено название Семендер. Этот новый город Лев Гумилев предложил называть Семендером Хазарским[7], в отличие от старого Семендера, выстроенного Ануширваном Хосровом на месте древнего дагестанского города Тарки (Таргу). В Семендер Хазарский была перенесена столица Каганата; он же стал сборным пунктом, в котором в случае войны собирались войска.
Однако Хазарский Каганат был не единственной силой в Предкавказье. Еще во время гражданской войны в 635 году правитель Западного улуса Тюркютского Каганата, принц Кубрат, создал на землях своего улуса самостоятельное государство – Великую Болгарию. Кроме оногур, ассимилировавшихся среди кубанских болгар, в него вошли и некоторые другие из соседних северо-кавказских народов. Кубрат имел надежные связи при византийском дворе и одно время даже жил в Константинополе. Как уже говорилось, он принадлежал к той ветви тюркютской династии Ашина, которая ориентировалась на группировку Дулу. Эта ориентация правителей Великой Болгарии сохранялась и после смерти принца Кубрата (640-е годы), так что о сосуществовании с нушибийской Хазарией не могло быть и речи.
Война между Великой Болгарией и Хазарским Каганатом началась, по-видимому, сразу же после 650 года. Для противодействия потомкам Кубрата каган мобилизовал силы всех народов, признавших его власть. В итоге этой войны, подробности которой остались неизвестными, Великая Болгария потерпела поражение, и часть болгар Кубани и Приазовья бежала на реку Каму, в лесистые районы близ ее устья, другие во главе с ханом Аспахуром, сыном Кубрата, отступили в Северное Причерноморье, а затем под напором хазар ушли еще дальше на запад и укрылись на большом острове в устье Дуная[8]. Со временем, преемники Аспаруха подчинили себе земли к югу от Дуная, заселенные славянами и входившие в состав Византийской Империи. Здесь и возникла новая, Дунайская Болгария, опорой которой были тюркоязычные болгары, а большинство подданных – славяне. Через несколько сотен лет болгары ассимилировались в окружавшем их славянском «море» и дали тем самым начало современному болгарскому народу.
Большое число болгар, кроме бежавших за Дунай и Каму, покорились кагану, и остались на своих землях в Приазовье и на Кубани. Они составили значительную часть населения Каганата и получили название черных, то есть покоренных болгар. Победа над Великой Болгарией обеспечила Хазарскому Каганату прочные позиции в Предкавказье и доказала жизнестойкость нового государства.
Среди народов Западного Прикаспия, вошедших в состав Хазарского Каганата, были остатки савир, некогда разгромленных аварами и Ануширваном Хосровом. Они продолжали обитать в терской дельте рядом с хазарами и влились в состав хазарского народа, хотя еще очень долгое время продолжали сохранять свою самобытность и даже свое имя.
Экономическая политика Гитлера
Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных, ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей пол ...
Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Начинает свой очерк Костомаров с рассказов о том, где и как жили наши предки. ”Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок” [Очерк, 112]. Он объясняет характерны отличия каждого из этих населенных пунктов, происхождение их названий. Он пишет о том, что возведение городов ...
Религия.
Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени, но и многочисленные наслоения далеких первобытных времен. Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальн ...
Разделы