Итоги и последствия принятия христианства
Страница 1

Материалы » Владимир Святой и выбор монорелигии » Итоги и последствия принятия христианства

Таким образом, можно сказать, что Владимиром было крещено некоторое большинство людей на Руси и что язычество было объявлено запрещённой верой и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало тайной верой, какой по прошествии долгого времени после описываемых событий стало старообрядчество.

Христианская вера действительно распространилась тогда повсеместно, но вместе с тем оставалось и язычество.

В России повторялось тогда то же самое, что и в Римской империи, когда император Константин Великий объявил христианскую веру, господствующую в своём государстве. Это явление совершенно естественное и неизбежное: невозможно, чтобы в каком-либо народе вдруг могли искорениться религиозные верования, которые существовали, может быть, целые века и тысячелетия, чтобы все люди легко отказались то тех убеждений, на которые привыкли смотреть, как на самые священные и драгоценные. Было такое явление повсюду при введении христианской веры; не удивительно, что оно повторилось и у нас. [Макарий. 1995]

Стоит отметить, что христианство возникло в первом веке нашей эры на почве ожесточённой социальной борьбы и сначала являлось эсхатологической религией рабов и мелких ремесленников, и только впоследствии было переработано в богословскую отвлечённую религию искупления. Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях, чем Византия. Поэтому главный мотив христианства, мотив искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но и подчинение княжеской власти во имя этой религии. [Никольский Н.М. 1983]

Не все обратившиеся тогда в христианство понимали важность той перемены, на которую решались. Весьма многие крестились только потому, что было велено. По этому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов. [Макарий. 1995]

Уже на византийской почве возникло то самое двоеверие, которое многие историки считают оригинально русским явлением. Это двоеверие с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил, утраченных было богов-покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и священников смотрел как на волхвов. Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мёртвых. Процесс это облегчался тем, что все указанные элементы христианской религии и культа вели своё происхождение от тех же анимистических предков.

наконец, действовало ещё одно условие, педагогические приёмы византийских проповедников. Не будучи в силах достичь действительного превращения приднепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие боги не существуют на самом деле, а существует лишь один христианский бог, греческие священники пошли на уступки. Они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. [Никольский Н.М. 1983]

И всё же итоги деятельности греческих миссионеров можно назвать впечатляющими. Со слов очевидцев немецкий хронист Титмар Мерзенбергский в 1018 году описывал Киев как огромный город, имеющий несчётное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор многократно преувеличил число христианских храмов, но верно передал общее впечатление современников: в начале 11 века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей. [Скрынников Р.Г. 2000]

Успех христианизации объясняется не только тем, что православие не противоречило русскому национальному характеру, но и тем, что истины новой веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились переводы Евангелия и богослужебных книг, осуществлённые создателями славянского алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием.

Старославянский литературный язык, разработанный благодаря этим переводам, стал общегосударственным языком Киевской Руси, столпом просвещения и культуры, подтверждением генетического и духовного единства всего славянского мира.

С крещением Руси связано и введение византийского юлианского календаря, принятого тогда в Европе. Он появился на Руси в 10 веке как результат её приобщения к христианской культуре. [Никитин В.А. 1992]

Страницы: 1 2

Другие города России
Антиохийский патриарх, путешествуя по русской земле, пробыл в Коломне шесть месяцев. Такая задержка была вызвана свирепствовавшей в то время в столице моровой язвой. Павлу Алепскому удалось подробно описать город. В своей книге особенное внимание архидиакон уделил Коломенскому кремлю. Восхищаясь мощью и красотой укреплений, он повеству ...

Положение в сельском хозяйстве России 1800–1860 гг. Попытки реформирования деревни
Сельское хозяйство оставалось в первой половине XIX в. основной отраслью экономики России. Судя по данным переписи населения Российской империи, в 1897 г. даже две трети домохозяев кормили себя и семью благодаря занятиям в аграрном и лесном секторах хозяйства страны, а также промысловой охотой. В промышленности и строительстве трудилось ...

Отношения СССР со странами Балтии и их вхождение в состав СССР
Как известно, по условиям секретных протоколов, приложенных к советско-германским договорам, территория прибалтийских государств: Эстонии, Латвии, Литвы была отнесена в сферу интересов Советского Союза, при условии, что экономические соглашения между Германией и этими странами останутся в силе. В сентябре - октябре 1939г. СССР заключил ...