Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Освещение в домах было свечами восковыми и сальными. Ночью, чтобы иметь огонь, держались ночники. У простых поселян избы освещались лучинами.
Для умывания употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебренные и позолачивались, у людей попроще — медные или оловянные.
Столовая посуда носила общее название судков. За столом жидка пища разливалась в мисы — металлические или деревянные. Твердые кушанья приносились на блюдах. Вилки были двузубые, но не всегда употреблялись. Салфетками не пользовались совсем: обтирали руки полотенцем или краем скатерти.
Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие. А вообще одежда была одинаковой по покрою как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.
Обувь простого народа была: лапти из древесной коры. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы и башмаки. Женская обувь была почти та же, что и у мужчин. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых — шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать их шире и уже. На рубаху и штаны надевались три одежды, одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то поверх нее надевалась другая; третья была накидная для выхода. Из верхней одежды можно упомянуть зипун, кафтан, епанча, шуба и пр. Обыкновенно русские люди ходили без перчаток и длинные рукава одежд заменяли им их необходимость. Зимой надевались рукавицы. Все носили пояса. И считалось не приличным ходить без пояса. В старину наши князья оставляли пояса своим детям как лучшую драгоценность.
Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно не оделся посадский, он не смел одеть высокую шапку, и даже в самих колпаках — обыкновенной народной шапке — вышина соразмерялась со знатностью носившего шапку.
В довершение русского наряда люди знатные привешивали шпаги. Это право предоставлялось только служивым и тем, которые по своему происхождению его заслуживали.
Женские одежды, по свидетельствам очевидцев, были похожими на мужские, тем более, что последние вообще делались длинные. Но однако в одежде двух полов были и особенности, так что можно было с первого взгляда отличить женщину. Кроме того женщины носили много разнообразных украшений: серьги, кольца, обручи, браслеты, перстни и т.д. Не довольствуясь обильными украшениями, пестрившими до крайности одежду, русская женщина белилась и румянилась и приводила в смех иностранцев своим не искусством в этом деле; не дурные собой от природы, русские женщины совершенно искажали свою красоту. Этого мало: они размалевывали себе шею и руки белой, красной, голубой и коричневой краской. Окрашивали ресницы и брови, и причем самым уродливым образом.
Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано, летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до рассвета. После омовения и умывания одевались и приступали к молению. В комнате, назначенной для моления, собиралась вся семья и прислуга, хозяин, как домовладыка, читал перед всеми вслух утренние молитвы. Потом все расходились к домашним занятиям. В полдень наступало время обеда. Прежде всего пили водку и закусывали хлебом, потом подавали в скоромные дни холодные кушанья, состоявшие из вареного мяса с разными приправами, потом ели горячее, потом жареное, и далее разные узвары, за ними молочные кушанья, лакомые печенья и, наконец, овощные сласти. В постные дни широко потреблялась рыба. На званых обедах было иногда чрезвычайное множество кушаний — до 40 и 50 перемен. Слуги, подававшие кушанья, назывались стряпчими, несли блюда голыми и притом не чистыми руками.
После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освященный народным уважением обычай. Известно, что в числе подозрений, обличавших в Самозванце не царское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда.
Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. В приказах собирались по вечерам. Вечер в домашнем быту был временем развлечений. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечерние моления. После него считалось уже не позволительным есть и пить; все скоро ложились спать.
Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг.
XIX в.
Общественно-экономическое положение Черногории в составе Османской империи.
Черногория считалась султанским хасом, однако в ней не было владений турецких феодалов, и турецкому правительству так и не удалось укрепить свою власть в Черногории, зависимость которой от Порты была слабой и фактически сводилась к уплате черногорцами дани (хар ...
Культура Дании
В культурном отношении первенство среди Скандинавских стран бесспорно принадлежало Дании. Основание университета в Копенгагене в 1478 г. и введение книгопечатания в Дании в 1482 г. поначалу сравнительно мало сказались на культурной ситуации в стране, поскольку ни высшая школа, ни типографии еще не были затронуты веяниями Ренессанса. Пер ...
Изменения в государственном строе Российской
империи
Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию " в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".
В августе 1905 г. были при ...
Разделы