Города и населенные пункты
Для города Османской империи, какими бы ни были его размеры и значение, характерно наличие, в центре около главной мечети, очага производства и торговли. Он включает три основных элемента:
базару или бадастан, - крытый рынок и охраняемое место для складирования ценных товаров;
один или несколько ханов, или караван-сараев (керваисарай), служащих одновременно складами, пристанищем для путешественников и торговцев и местом различной оптовой торговли;
чарши, или сук: рынок с узкими кривыми улочками, вдоль которых теснятся торговые лавки, группирующиеся, как правило, по видам продаваемых товаров.
Если город или поселение претендует на какую-то политическую роль, как,например, центр провинции, то в этом случае предусматривается место для пребывания губернатора или военачальника. Правовые вопросы решаются чаще всего в судах, расположенных возле городских рынков, в которых председательствует судья {кади).
Религиозную функцию в каждом населенном пункте — с вполне определенным количеством жителей — выполняла главная мечеть, политический и культурный центр, где в полдень по пятницам осуществлялась ритуальная молитва, обязательная для каждого верующего. Поблизости, как правило, находятся религиозно-правовые школы {медресе), больница, иногда «народная кухня» {имарет); наконец, рассеянные по разным кварталам, внутри или вне стен, мечети-молельни {месджид), «часовни дервишей» {текке, завийе) и т.д.
Географические условия, в целом схожие для большинства городов Османской империи, вызывают общие для большинства из них заботы:
— водоснабжение. Эта проблема почти всюду стоит на первом месте, будь то Дамаск, где вода поступает из рек, Алеппо, где ее отводят из источников, Хама, где работают водоподъемные машины, Стамбул, где строят монументальные акведуки, Багдад или Каир, которые стоят на великих реках; повсеместно для удобства жителей строятся хаммамы и фонтаны.
— подъездные пути. Они имеют первостепенную важность по разным причинам — политическим, стратегическим и, конечно, коммерческим. Поэтому почти все крупные агломерации Османской империи расположены на географических перекрестках или на скрещении проторенных дорог.
Что касается типологии городов Османской империи в XVI—XVIII вв., то вырисовываются две зоны, которые как бы разделяются условной линией, проходящей приблизительно от Измира на Эрзрум, а точнее от Анталии на Эрзрум, где превалирует свой тип города.
«Арабский город» — на юге Анатолии (Кайсери, Кония, Урфа, Диярбекир), на Ближнем Востоке и в Магрибе. Для него характерны высокая плотность застройки, неупорядоченное движение, редкие транспортные артерии, извилистые улицы, часто ведущие в тупик.
«Османский город» преобладает на северо-западе Анатолии и на Балканах. Для него характерны более упорядоченное движение, более прямые и протяженные улицы и дороги, меньшее количество тупиков.
Но больше всего «арабские» и «османские» города разнит плотность застройки. «Османский город» отличается неплотной застройкой; дома так окружены садами и парками, что постройки как бы растворены и упрятаны в зелени и лишь одной стороной, как правило, фасадом, выходят на улицу.
Такая низкая плотность застройки обусловлена отсутствием необходимости ограждать города крепостными стенами. Pax ottomanica (османский мир — лат.) позволил, как и у римлян, строить города открытых форм. Несмотря на то, что османы унаследовали византийские крепости и ограждения (Стамбул, Эдирне, Бурса, Кютахья, Токат и т.д.), у них никогда не было необходимости строить укрепленные города, только крепости, как, например, в Сараево. Не имея ограничений в пространстве, «османский город» стремится стать цветущим парком; и только его центральные части, заполненные базарами (бадастаи), рынками (чарши), каравансараями (хан), мечетями, хамамами, имеют плотность застройки, сравнимую с классическими восточными городами.
Особенности развития стран Азии и Африки в новое
время
Буржуазные авторы утверждают, будто бы к началу нового времени народы Азии и Африки находились в состоянии неподвижности и застоя, были уже не способны к какому бы то ни было прогрессивному развитию без вмешательства цивилизованной Европы. Но история народов Востока, создавших высокоразвитуюматериальную и духовную культуру, опровергает ...
Социально-экономический
строй
К XVI в. сложилась система служилого землевладения или поместная система
. [5] В ее основании было поместье: участок государственной земли, данный государем в личное пользование служилому человеку под условием службы. Владение это было временным, на время службы. Поместье отличалось от вотчины
, составлявшей полную наследственную собств ...
Крещение князя Владимира и его народа. Личное крещение Владимира.
Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего религиозную реформу князя. В конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора с просьбой о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двум важными условиями. Во-первых, императоры обязали ...
Разделы