Чехия.
Страница 1

Растислав, чтобы получить поддержку в борьбе против Людовика Немецкого, начавшего войну против него в 853 г., установил контакт с византийским императором Михаилом III. Растислав попросил, чтобы тот выслал миссионеров для разъяснения населению сущности христианской веры. Он стремился к созданию в Моравии местного духовенства, подчиненного непосредственно князю. В 863-64 в Моравию прибыли Кирилл и Мефодий. Но они были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г. в Регенсбурге крестилось несколько моравских князей, а в 845-14 чешских князей вместе с их дружинами. Растислав стремился создать собственный клир. Константин и Мефодий подготовили нескольких священников и в 867г. они были рукоположены в Риме. Вацлав (921-935) также насаждал в стране христианство. Но еще были сильны элементы язычества, возникла оппозиция в лице его матери, младшего брата и дружины. В результате заговора Вацлав был убит. Болеслав I решил основать пражское епископство, но сделать это удалось только его сыну Болеславу II в 973г. В 30х гг.14 в. королевская власть начала ослабевать, тогда Карл решил опереться на церковных феодалов, которых раньше притесняли. Он раздавал земли монастырям, привилегии епископам и наиболее значимым городам Чехии и Моравии. С 1344 г. чешская церковь, ранее подчинявшаяся архиепископству Мангеймскому, стала самостоятельной.

В конце 14 в. королевская власть продолжала ослабевать. В условиях кризиса все слои общества выражали недовольство церковью. В 15 в. кризис в Чехии перерос в гуситское движение. Оно многопланово и одной из его сторон является борьба за реформацию церкви. Обострение социальных отношений в обществе вызвало критику существующего порядка. Он сравнивался с божественными установлениями, несоответствия вызывали недовольство. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. На рубеже 14 и 15 вв. антицерковная оппозиция резко усилилась. Ян Гус в своих проповедях решительно критиковал церковь, причем поизносил он их на чешском языке, Т.о. они были общедоступными. Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен в соответствии с теми нормами, которые завещал Христос в библии. Папа наложил на Гуса проклятие, но он продолжал свои проповеди, и идеи реформации уже овладели народом. Народ выступил против продажи индульгенций. В 1412 г. начались волнения. В 1414 г. Гус был арестован, а в 1415 сожжен на костре. Весть о смерти Гуса вызвала возмущения, революционный взрыв стал нарастать. Сложилось два лагеря: умеренный (утраквисты) и радикальный (табориты). На рубеже 1418 и 1419 гг. чешские католические паны, патрициат, римская церковь и германский император Сигизмунд объединили свои силы для наступления на гуситов. 30 июля 1419 г. гуситы подняли в ответ на это восстание. Началась революция. Против гуситов предпринималось пять крестовых походов, но католической церкви все же пришлось признать гуситов полномочными исповедовать свою веру (июнь 1436 г.), хотя признали гуситское течение и в умеренном его виде, поскольку радикальное крыло было разгромлено в результате битвы у деревни Липаны в мае 1434 г. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. Гуситы захватили церковное имущество, пало влияние церковной иерархии.

23 августа 1436 г. Сигизмунд приступил к рекатолизации и, изгнал из Праги главу гуситской церкви. После смерти Сигизмунда (9 декабря 1437) наступило безвластие, сто дало гуситам возможность восстановить свое положение. В 1448 Римская курия отказалась признать главой гуситской церкви Яна из Рокицан, воспользовавшись этим Иржи из Подебрад захватил столицу.7 мая 1458 г. он стал королем, он обещал панам-католикам не трогать захваченные ими земли. Но в марте 62г. папа Пий 2 объявил всех утраквистов еретиками, и над Чехией снова возникла угроза крестовых походов.22 марта 71 года Иржи умер. Престол занял Владислав II Ягелон, с его приходом закончился гуситский период чешской истории. В начале 80х гг. 15 в. вновь усилилась борьба между католиками и утраквистами. В 1485 г. был заключен Кутногорский мир, обеспечивавший равноправие католической и утраквистской церквей. Но с 30х гг.16в. Фердинанд начал преследовать в стране некатолические секты и реформационные течения. В 16в. в Чехии появилось лютеранство, между этим течением и утраквизмом возникали конфликты. С середины 15в. существовала Община Чешских братьев. Она выступала против католической церкви, но за мирное преобразование общества. В Чехии появилось много мелких радикальных сект. Фердинанд 1 выступил против них, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. В 64г. Фердинанд умер. Его наследник Максимилиан II согласился уважать религиозные свободы. После тридцатилетней войны ситуация значительно изменилась. В 1623г. в Чехии возникла провинция ордена иезуитов, по всей стране стали создаваться их учреждения. Т.к. некатоликов в стране было свыше 90%, правительство действовало постепенно. В 1621-22 священников некатоликов изгнали из страны, в 24г. католичество было объявлено единственной допустимой религией в стране. В 1627г. всех шляхтичей обязали перейти в католичество или в течение 6 месяцев покинуть страну. В течение нескольких десятилетий удалось удалось обратить в католическую веру значительную часть населения страны.

Страницы: 1 2

Русско-турецкая война (1787 - 1791)
В 1787 г. началась новая русско-турецкая война, длившаяся до 1791г. В преддверии ее турки потребовали расторжения Георгиевского трактата и допуска своего консула в Крым, вхождение которого в состав России они признали в 1784 г. Не дожидаясь ответа на ультиматум, турецкий десант атаковал русские части у крепости Кинбурн, но был отбит А.В ...

Тэтчеризм
Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово «монетаризм», предпочитая ему такое выражение, как «демократия собственников»[11]. Прежде всего, теория монетаризма была перв ...

Распространение научных званий.
Ересь стригольников, как уже было сказано, была наиболее резким проявлением рационалистического течения в духовной жизни русского общества, в общем, порабощенной церковной традицией и мистикой. Проблески такой же тенденции к умственной самостоятельности можно усматривать и в попытках усвоения различных приобретений научной мысли. В расс ...