Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы
Страница 4

Материалы » Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы » Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы

Через неделю после убийства Александра II, 8 марта 1881 года, на заседании Совета Министров под председательством нового императора были самым категорическим образом отвергнуты всякие конституционные замыслы. Представители либеральной буржуазии были вынуждены первоначально уйти в тень, а затем сойти с политической арены (в мае 1881 г. ушел в отставку М.Т. Лорис-Меликов). В правящих кругах все большую силу стали набирать представители крайне консервативного крыла. Описание как правильно сделать ценники на товар тут.

Уже 29 апреля 1881 г. был обнародован опубликованный К.П. Победоносцевым, при участии М.Н. Каткова, манифест «О незыблемости самодержавия». Через несколько месяцев, 14 августа 1881 г., было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. По этому закону любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет или предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» возобновлялось через каждые три года. Это означало крутой поворот во внутренней политике России.

Совокупность всех мероприятий правительства Александра III, проведенных в 80-е начала 90-х годов, получила название политики контрреформ.

Уже в августе 1881 г. была ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам, а в 1887 г. министр юстиции получил право объявить закрытым любое заседание суда. Из юрисдикции суда присяжных изымались дела о насильственных действиях против должностных лиц. В прессе было запрещено публиковать отчеты о политических процессах.

Повсеместно стал нарушаться принцип несменяемости судей. Такие действия правительства коренным образом ломали демократические начала, введенные в судопроизводство судебными уставами 1864 года.

Серьезный удар силы реакции нанесли по печати. В августе 1882 года были приняты «Временные правила о печати». Согласно этим правилам, совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Опираясь на эти правила, власти закрыли популярный журнал “Отечественные записки”. Такая же участь постигла многие другие демократические издания.

В университетском самоуправлении правительство, не без оснований, видело источник революционных настроений. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который фактически уничтожал автономию университетов. Во главе университета теперь становился попечитель, назначаемый министром народного просвещения, ректор, обладающий широкими административными полномочиями. Профессора назначались также министром. В прерогативы попечителя входило назначение деканов, утверждение учебных программ.

Для наблюдения за поведением студентов в учебное и свободное время была введена должность инспектора. Вся студенческая жизнь регламентировалась особыми правилами. Для поступления в университет теперь требовалась особая справка от полиции о благонадежности. Категорически запрещались собрания и какие-либо совместные действия студентов. Значительно была повышена плата за обучение - с 50 до 100 рублей. Были значительно сокращены казенные ассигнования, чем был нанесен серьезный урон университетам.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: была повышена плата за обучение в начальной и средней школах, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

Главную задачу правительство Александра III видело в усилении административного начала в управлении, и, прежде всего, местном. Основная ставка делалась на повышение роли дворянства. 12 июня 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Создавалось 2200 земских участков, которые заменяли мировых посредников, уездные - по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Земский начальник - должностное лицо из дворян - наделялся большими полномочиями. Он контролировал деятельность органов крестьянского общественного управления и был первой судебной инстанцией для крестьян. В его ведении находилось решение земельных вопросов и утверждение приговоров волостного суда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Демографические аспекты
Речь идет о еще мало изученной области. В истории Османской империи есть один существенный пробел — между замечательными переписями населения второй половины XV—XVI вв. и начатыми в 1831 г. регулярными переписями. И все-таки можно сформулировать некоторые оценки, пусть и довольно общего характера. Точно назвать население империи нельзя ...

Земский собор.
Важным шагом Избранной Рады было образование нового сословно-представительского органа власти – Земского собора. В его состав входили Боярская дума, освящённый собор – представители высшего духовенства, представители дворянства и верхушки посада. Обычно дворяне составляли большую часть собора. Относительно Земских соборов специальных за ...

Внешнеполитические предпосылки
Соседство одних народов с другими имеет в истории огромное значение: взаимное расположение или нерасположение друг к другу, общность интересов или их противоречие, религиозное единство или, напротив, антагонизм религий - это во многом и есть тот скрытый механизм, который заставляет колесо истории вертеться так, а не иначе.Кроме западных ...