1914 год.
Грандиозное бедствие повторилось через 12 лет над теми же бедняками, которые погорели в 1902 году. Пожар начался в нескольких саженях от неисчерпаемых водных бассейнов – Кабана и разлива Волги, и его всё-таки допустили развернуться в бедствие! Сгореть близ воды можно очевидно только в Казани и при казанских «двигателях пожарного дела». Ответственность и на тех, кто после пожара 1902 года разрешал строиться с громадными нарушениями строительных правил.
Вспыхнул пожар 29 апреля, около четырёх часов дня на Большой Мещанской улице, на задах дома дворянина Яхътина. Вследствие сильного ветра, дувшего с Волги по направлению к озеру Кабану и скученности татарских построек, огонь быстро распространился во все стороны и сразу охватил значительный район.
С Б. Мещанской огонь выбился на екатерининскую улицу, но здесь целый квартал каменных строений богатых мусульман создали естественное препятствие. С трёх сторон, точно лавой, надвигались потоки огня на дом Шамиля, и казалось, что нет ему спасения. Загорись он, с его аптечным складом Казанского военного округа, пожарное бедствие приняло бы размеры катастрофы.
Дом Шамиля вообще являлся единственной защитой того квартала, который расположен против инородческой семинарии. Понятно, поэтому, с каким страхом и упованием смотрели на этот дом обитатели домов Алкина и Беркутова. Здесь главным образом и сосредоточились главные силы пожарных, озабоченных за безопасность склада.
Борьбой с огнём тут распоряжался сам губернатор П.М. Боярский. Из складов были вынесены взрывчатые вещества. В течении трёх часов бушевал огонь вокруг дома, перебрасывая через него большие раскалённые угли. Здесь был поставлен пожарный автомобиль – (единственный в Казани). Паровая машина поставлена на Кабане, но только в 8-м часу вечера. Со стороны завода Крестовникова для защиты Екатерининской церкви была поставлена заводская паровая машина. С порохового завода прислать паровую машину, (несмотря на предложение губернатора), нашли невозможным. Зато работали все пожарные части. Наконец, с неимоверными усилиями удалось отстоять соседние с аптечным складом дома Ибрагимова и Сафы Бахтеева, и опасность для склада миновала.
На Екатерининской улице сгорели большие каменные дома Сабитова и Измагила Утямышева, как раз напротив них находится Татарская учительская семинария. На Малой Мещанской улице сгорел большой красивый дом Гарифа Бахтеева. На Большой Мещанской улице, в доме Хусакова сгорело медресе. 4-я – зелёная мечеть, или т.н. айтугановская, уцелела каким-то чудом, почти напротив неё сгорел склад мочальных изделий Абдулгафуровых. Своим спасением Голубая мечеть обязана П.Н. Боярскому, куда им была направлена помощь именно в тот самый момент, когда горели соседние с ней деревянные дома и строения.
Сплошное море огня было, начиная от края разлива Волги, до дома Шамиль. Почти сплошь выгорели три квартала, находившиеся на линии огня. Пострадало 86 домохозяев и сгорело, во всяком случае, более 100 домов, не считая складов, надворных и др. нежилых построек. Брошенное из горевшего дома с чердак бревно угодило в грудь стоявшему на лестнице чердака брандмайору Д.П. Подборскому. Он с трудом пришёл в чувство.
Полная свобода стихии на Задне-Мещанской или Банной, улице – вплоть до залива, отделяющего Ново-Татарскую слободу от города. Люди здесь бросали имущество прямо в разлив Волги.
К 9 часам вечера пожар начал утихать. Но в 12 часов ночи, за два квартала от угасавшего, ближе к Ново-Татарской на Евангелистовской площади вспыхнул новый огромный пожар во дворе громадного дома казанского мещанина, мастера по обработке мусульманских ичигов Юнуса Рахимова – и тоже с сеновала. Через пять минут дом превратился в пылающий костёр. Огонь перекинулся на соседний дом, а затем на дом Хусаинова. Сгорело 10 дворов, а всего 29 каменных и деревянных домов. Здесь предполагается поджёг. Погорельцы указывают на Рахимова, как на виновника. Он и был полицией задержан.
Жители были застигнуты врасплох. От жары горевших домов, дома, расположенные на другой стороне Евангелистовской улицы, стали тлеть и местами загораться. Лошади задыхались и замертво валились на мостовую, вставая только тогда, когда их обливали холодной водой. Мычание коров, блеяние овец, крики гусей и кур, чующих опасность, создаёт среди ночи жуткое настроение, а зарево пожара освещает на широкое пространство залив Волги.
Тлеют развалины. Среди них высоко вверх торчат уцелевшие дымовые трубы. Вдоль берега разлива реки Волги всюду, куда не глянешь, унылыми группами расположились со своим бедным скарбом погорельцы-квартиранты. Их здесь сотни. Большинство ремёсленники, работавшие на дому. У многих погибли материалы и инструменты. «Хозяину ему что, получил страховые и ладно, а вот нам-то как, всё погорело, ничего не осталось, одни только рты». Огромная площадь воды рядом кажется какой-то насмешкой с тлеющими остатками жилищ.
Городской Голова В.Д. Боронин распорядился дать расположившимся на берегу разлива приют в пустующих бараках в Ново-Татарской слободе, построенные для той же цели после пожара в 1902 году. Городской архитектор К.П. Евдокимов приступил к экстренным работам по ремонту и приспособлению городских плетеневских бараков, для временного размещения здесь оставшихся без крова погорельцев.
Заключение Люблинской унии в 1569 году
Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся ...
Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в.
Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление « ...
Язычество Славян. Первый этап религиозной реформы Владимира.
Для начала, с нашей точки зрения, необходимо охарактеризовать религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [Мавродин В.В. 1945].
Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх ...
Разделы