Современная характеристика ленинских социалистических планов
Существует мнение, что В.И. Ленин в 1921г. пересмотрел свои взгляды и обосновал новую модель социализма. Справедливо ли это мнение?
Ответ на этот вопрос не так прост. Сегодня существует, по крайней мере, три позиции по этому вопросу. Ряд исследователей считают, что можно говорить о полной перемене ленинских взглядов. Нэп отождествляется ими с "новой" моделью социализма, возникшей у Владимировича Ильича в конце его жизни, с утратой им надежд на построения социализма в России и переходом на позиции познания роли товарно-денежных отношений и рыночной экономике. Другие возражают, доказывая что нэп лишь временная мера, за которой вновь должно последовать возвращение к прежним правилам и идеалам. Существуют мнения, отрицающие наличие у Ленина каких-либо четко оформленных представлений о дальнейших шагах, что и определило противоречия в ходе осуществления этой политики. Аргументация, относящаяся к этим точкам зрения, во многом недостаточна и основывается лишь на небольшом месте числе ленинских высказываний.
Говоря о перемене точки зрения на социализм, Ленин имел в виду пути построения фундамента социалистического общества. Он отмечал, что в этом процессе главное внимание должно быть уделено новым рычагам в организации народного хозяйства. Так идет ли здесь речь об изменении концепции социализма? Мы должны четко для себя отделить общее от частного. Общее-представление о социализме, его признаках; частное-определение путей созидания нового общества. По Ленину, вопрос о социализме переходит из плоскости классовой борьбы и судьбы революционной власти в сферу построения фундамента социалистического общества. Этот подход имел свои предпосылки в предыдущем творчестве Ленина.
Экономический механизм нэпа является структурой, характерной не для социализма, а для его переходного этапа построения, его материальной базы. Нэп явился результатом сложившийся обстановки в стране на рубеже 1920-1921гг, именно ход экономического развития страны, а не пересмотр теоретических положений повлиял на решения партии в 1921г. Об этом говорит и сохранение программы партии, принятой на VIII съезде в 1919г. в самый разгар "военного коммунизма". В то же время в условиях России Лениным предусматривается новый подход с учетом состояния экономики страны. Нэп не являлся новой моделью социализма, а представлял путь строения его фундамента в сфере экономики и управления государством. В своей последней публичной речи 20 ноября 1922г Ленин сказал: “Ни одного лозунга, в котором мы вчера выучились, не забудем. Это можем спокойно, без всякой тени колебания, сказать кому угодно . из России нэповской будет Россия социалистическая"
Точка зрения о пересмотре своих и Марксовых представления о социализме возникла в процессе осмысления его жизни и деятельности, нашего постепенного освобождения от былых догм и мифов. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что поворот к нэпу был признанием концептуальной ошибочности ведения социализма, а не только прежних путей к нему. По существу, в период нэпа зарождалась модель социализма, отличная от классической.
Выдвинутые Лениным в период нэпа положения являлись конкретизацией идеи переходного периода, более того, представляли собой первую в марксистской традиции разработку соответсвующей теории. Они позволяют говорить о коренном пересмотре прежних представлений. Суть пересмотра заключается в переходе от революционной диктатуры пролетариата к "чрезвычайно реформистским действиям", но при сохранении пролетарской диктатуры. Пересмотр состоял в отказе от введения социализма насильственными методами, путем подавления несоциалистических экономических укладов и в выдвижении программы перехода к социалистическим общественным отношениям через высвобождение потенциалам их противоположности - отношений частной собственности.
Можно ли говорить о том, что Ленин оставил после себя полный план построения социалистического общества, как это утверждалось в нашей литературе раньше?
Надо сказать, что задача, раз и навсегда создать полный план построения социалистического общества, объективно неразрешима. Более того, это противоречило духу самого ленинизма.
Ленин воспринял марксистскую традицию осторожного и ответственного отношения к всякого рода фантазиям о будущем, неприятие утопических проектов пытающихся рисовать его в конкретных и определенных формах. Логика ленинских рассуждений была такова: начиная социалистические преобразования мы, конечно, должны ясно поставить перед собой цель, необходимо сохранить общую перспективу, видеть красную нить, связывающую все развитие капитализма и все дорогу к социализму. Но эта дорога представляется не прямой, но мы должны видеть ее начало, продолжение и конец. В жизни она никогда прямой не будет, а будет невероятно сложной. Сколько будет этапов к перехода к социализму, мы не знаем, и знать не можем. Не знаем мы сейчас, как будут выглядеть законченный социализм.
Культура и быт русского народа в XVI веке.
К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда. богослов ...
Развитие социал-демократического движения в ЧСР в 1929-1934 гг.
Шмиховский 1928 г. объединенный конгресс всех социалистических партий в ЧСР, после которого произошло изменение политической линии в пользу активизма - сотрудничества с чехословацкими социал-демократами н участия в чехословацком коалиционном правительстве, стал отправной точкой нового этапа в истории судето-немецкой социал-демократии. Р ...
Реформы Хрущева. Замыслы и результативность.
Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, имевших харизматического лидера, опиравшегося на активный и мощный репрессивный аппарат, на всепроникающее идеологическое единообразие, режима, стремившегося повседневно контролировать дела и мысли каждого отдельного человека.
Со смертью Сталина заканчивала ...
Разделы