Валаамский монастырь в середине XIX – начале XX веков
Став настоятелем, игумен Дамаскин принялся за внешнее благоустройство обители. Архимандрит Игнатий, как благочинный монастырей, оказывал ему всяческую поддержку. В 1840 году был перестроен скит Всех святых, возведены новые каменные кельи, каменный храм. В 1852 году недалеко от келейных корпусов центральной усадьбы была построена каменная двухэтажная гостиница для приезжающих на Валаам богомольцев.
В 1853 году на Крестовом острове, который впоследствии получил название Никольского, был воздвигнут каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца, а 1858 году двухэтажный дом для священнослужителей и братии с домовой церковью во имя преподобного Иоанна Дамаскина (1865).
В 1855 году по благословению Святейшего Синода игумен Дамаскин совершил соборное освящение нового деревянного храма во имя преподобного Александра Свирского и три деревянных келейных корпуса для братии на Святом острове. В 1856 году недалеко от монастырской пристани устроен двухэтажный странноприимный дом для бедных финнов.
В 1858 году было положено начало новому скиту на острове Монашеском (Серничан). Сюда была перевезена из Васильевского монастыря в Старой Ладоге древняя деревянная церковь, построенная иноками, бежавшими из Валаамской обители во время разорения ее шведами в 1611 году. Верхний храм освятили во имя святого Иоанна Предтечи, а нижний, пещерный, во имя Трех святителей. Для уединенного жительства пустынников на острове срубили восемь деревянных келий.
В 1863 году игуменом Дамаскиным был построен трехэтажный водопроводный дом, в котором расположились мастерские и хозяйственные службы. В 1867 году на Ильинском острове был выстроен скит с деревянной церковью во имя святого пророка Илии и при ней – два деревянных двухэтажных дома. При своей пустыньке, в которую он уединялся до настоятельства, игумен построил в 1870 году небольшую деревянную церковь во имя Коневской иконы Божией Матери, а при ней – два деревянных келейных корпуса для братии. На юге Валаамского архипелага игуменом Дамаскиным была построена небольшая деревянная церковь с колокольней во имя преподобного Авраамия Ростовского и три деревянных кельи для жилья скитской братии. Тогда же, в 1873 году, году был отлит колокол в 1000 пудов на предполагавшуюся при новом соборе колокольню. На расстоянии одного километра к востоку от монастыря, в 1876 году возвели каменную церковь во имя всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, с отдельно стоящей колокольней. Здесь было устроено новое кладбище. Игумен Дамаскин заготавливал камни и кирпич для нового соборного храма, построить который Бог судил его преемнику игумену Ионафану.
Тщанием отца Дамаскина в разных местах острова возникло 18 часовень и поставлено 10 каменных и деревянных поклонных крестов. Господь посылал благодетелей, щедро жертвовавших на строительство и украшение обители. Игумена Дамаскина справедливо называют строителем Валаама.
При нем значительно выросло число братии. Монастырь был известен в России как один из наиболее благоустроенных. Игумен Дамаскин, как духовный отец, неусыпно заботился о спасении вверенной ему братии. Келья его всегда была открыта для посетителей. При столь обширном хозяйстве и постройках, игумен постоянно занимался с братией, часто исповедывал мирян и особенно принимал участие судьбах людей, падших нравственно, был к ним снисходителен, старался любовью наставить их на путь истинный. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые впоследствии стали старцами, прославившимися многими благодатными дарами.
Значение петровских преобразований.
Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения – с применением фактически почти неограниченного насилия. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственн ...
Запустение. Валаам в 1940-1980-е годы
Стаpый же Валаам на долгие годы был обречен на забвение. Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. Для Валаама начиналась новая жизнь: без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы, жизнь суетная и хлопотливая. В 1949 году на остр ...
Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года
собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию ...
Разделы