Социально-экономический строй
К XVI в. сложилась система служилого землевладения или поместная система
. [5] В ее основании было поместье: участок государственной земли, данный государем в личное пользование служилому человеку под условием службы. Владение это было временным, на время службы. Поместье отличалось от вотчины
, составлявшей полную наследственную собственность владельца.
Поместное владение стало складывать в стройную систему с княжения Иоанна III. С середины XVI в. поместное владение стало стройной и сложной системой, основанной на точно определенных и постоянных правилах. Поземным устройством служилых людей заведовало центральное учреждение - Поместный приказ
. Служилые люди владели землей по месту службы. Служба привязывала их либо к столице, либо какой-нибудь области. Поэтому и служилые люди делились на два разряда:
московские чины вместе с думными;
уездные чины или городовые дворяне и дети боярские.
В XVI в. была определена точно и сама норма службы с земли, то есть количество ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле.
Поместное владение постепенно выравнивалось с вотчинным. Уравнение происходило двумя путями: [6]
вотчинники, как и помещики, стали нести службу с земли, таким образом, личная вотчинная служба превратилась в поземельную;
поместья, первоначально полученные в служебное владение, постепенно становились наследственными.
Кроме вотчинного и поместного землевладения князей, бояр и помещиков существовало и увеличивалось в XVI в. церковное землевладение. "Фонд вотчинных земель несколько уменьшается из-за роста землевладения церкви: монастырей, митрополита и епископов, часть земель они получают в дар за упокой души, часть покупают". [7]
Слой зависимых людей - крестьянство - как и прежде, несло повинности в форме натуральной ренты и отрабатывало барщину. Действовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение 2-х недель в году (неделя до Юрьева дня - 26 ноября - и неделя после - по Судебнику 1497 г) Однако потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое. В поисках выхода из кризиса в 1881 - 82 году правительство вводило "заповедные годы", в течение которых крестьянам запрещалось уходить от помещиков. В конце XVI в. был отменен и Юрьев день.
Существовало также холопство: пашенные холопы получали от хозяина земельный надел и назывались страдниками
. С конца XV в. появляется новая форма холопства: кабальное
. Должник давал на себя "служилую кабалу", по которой он был обязан отрабатывать своим трудом "по вся дни" проценты долга. Освободиться кабальный холоп мог только после смерти хозяина. Но и освободившийся кабальный холоп обычно снова давал на себя кабалу: у него не было средств к существованию.
В XVI в. продолжают расширяться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание единого государства. Развивается денежная система. Основной единицей был рубль. Основной монетой деньга. Продолжалось развитие ремесла, главными центрами которого были города. Росла ремесленная специализация; в крупных городах часто существовали слободы
, населенные ремесленниками одной специальности. "В русском городе <…> очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими". [8]
По социальному положению крестьяне делились на 3 группы: владельческие крестьяне - принадлежавши6е светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне находились во владении дворцового ведомства московских внешних князей; черносошные (позже государственные) крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но они должны были выполнять определенные повинности в пользу государства.
Характеристика социалистической идеи
в России: От "утопизма" к "ленинскому вкладу" в марксизм. Доленинское развитие социалистических
проектов
Стремление к истинным, совершенным и справедливым формам общественной жизни на протяжении столетий сопутствует мировоззренческим поиском человечества и, не смотря на все свои злоключения, вновь и вновь возникает на горизонте как бессмертный и вневременной идеал, подчас регулярно оказывающийся последним словом и высшей стадии духовного и ...
Духовные предпосылки.
Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян
той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободн ...
Реформы Избранной Рады.
После пожара и народного восстания 1547 года перед царём и его окружением встал вопрос о необходимости скорейших преобразований. Около 1549 года вокруг Ивана 1У сложился совет близких к нему людей (Избранная Рада – как называл его А. Курбский). Это был совещательный орган, решавший вместе с царём все наиболее важные вопросы управления г ...
Разделы