Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия
Страница 2

Материалы » Российское оппозиционное движение декабристов » Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия

В этой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, ещё оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «исторгнуть» её у правительства путём открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле – не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твёрдыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями» (из показаний Пестеля) [2; 458].

В стране сложилась довольно странная ситуация: сторонники перемен активно скрывали свои стремления друг от друга. Правительство, намекая на возможность конкретных реформ, держало в тайне все свои шаги в этом направлении. Дворянство, видя в реальной жизни лишь продолжение прежней политики, вынуждено было создавать тайные общества.

В обществе, таким образом, бродило множество слухов. Так, под воздействием известий о намерении Александра I присоединить к Царству Польскому западные русские земли среди членов «Союза спасения» осенью 1817г. в Москве возникла идея убить императора. Однако вскоре от этой мысли они отказались. Причины тому – как недостаток средств, так и нежелание действовать такими радикальными методами. Однако, даже если бы удалось совершить цареубийство, заговорщики не в силах были бы осуществить переворот. В итоге решено было распустить «Союз спасения» и приступить к созданию другой, более сильной организации.

Так, в январе 1818г. такая организация была создана в Москве и получила название «Союз благоденствия». Он ставил своей целью «распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена» [5; 318].

От «Союза спасения» «Союз благоденствия» отличался более многочисленным составом - в нём насчитывалось уже до 200 членов. У них был и свой устав – «Зелёная книга». Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугенбунда (Союза добродетели), созданного в 1808г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. По ней каждый из участников общества обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырёх возможных отраслей: 1) «человеколюбие» (имелось в виду участие в деятельности различных благотворительных обществ, облегчение участи крепостных крестьян – словом, работа везде, «где страдает человечество»), 2) образование, 3) правосудие и 4) общественное хозяйство [1; 276].

Одной из основных задач «Союза благоденствия» стала борьба за завоевание общественного мнения – силы, которая, по их мнению, правила миром. Такая теория была выдвинута ещё в XVIII в. французскими просветителями, и была широко распространена в европейском освободительном движении конца XVIII – начала XIX в. Решающее значение в историческом процессе придавал М.М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее общественное мнение в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причём не обязательно насильственным путём. Таким образом, деятельность «Союза благоденствия» приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Однако, в последующем отчётливо видна утопичность этого замысла. В начале 20-х годов правительство решительно отказывается от своих реформаторских замыслов и переходит во внутренней, да и во внешней политике к открытой реакции. Теперь необходимо было бы не поддерживать либеральные стремления верховной власти, не давить на неё, подталкивая к преобразованиям, а искать новые способы борьбы за осуществление своих идеалов.

Весной 1821 г. в Москве прошёл съезд «Союза благоденствия», который стал важной страницей в истории движения декабристов. На нём были разработаны программа, тактика и формы всей последующей борьбы. Была выработана тактика военной революции. Утверждались представления о революционном перевороте как высшем выражении суверенных прав всего народа. В результате возникших внутри «Союза благоденствия» программных разногласий в 1821г. он был распущен. Однако его члены стали организовывать новые союзы.

Страницы: 1 2 

Общие сведения
Япония – государство, расположенное на островах Тихого океана, у побережья Азии. Площадь 372100 км2. территория Японии состоит из четырёх главных островов – Хонсю; Кюсю с основной группой Рюсю; Сикоку и Хоккайдо – и большого числа малых. К югу от Токийского залива расположена группа небольших островов вулканического происхождения: Идзус ...

Пиррова победа «гениального» полководца
Сейчас по-прежнему многих волнует вопрос, какова была роль Сталина во второй мировой войне, каково было значение его руководства страной в тот период, что произошло бы, если бы Сталина вовсе не было? На эту тему ведется очень много споров. Одни, делая упор на то, что Сталин уничтожил миллионы людей, среди которых были и выдающиеся военн ...

Аграрные реформы ДВР, поражение колонизаторов и начало переговоров
В 1949 правительство ДРВ приступило к осуществлению аграрных преобразований, направленных главным образом на ограничение феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Были изданы декреты о конфискации земель французских колонизаторов и вьетнамских предателей и о передаче их во временное пользование бедным крестьянам (1 июля 194 ...