Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия
В этой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, ещё оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «исторгнуть» её у правительства путём открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле – не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твёрдыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями» (из показаний Пестеля) [2; 458].
В стране сложилась довольно странная ситуация: сторонники перемен активно скрывали свои стремления друг от друга. Правительство, намекая на возможность конкретных реформ, держало в тайне все свои шаги в этом направлении. Дворянство, видя в реальной жизни лишь продолжение прежней политики, вынуждено было создавать тайные общества.
В обществе, таким образом, бродило множество слухов. Так, под воздействием известий о намерении Александра I присоединить к Царству Польскому западные русские земли среди членов «Союза спасения» осенью 1817г. в Москве возникла идея убить императора. Однако вскоре от этой мысли они отказались. Причины тому – как недостаток средств, так и нежелание действовать такими радикальными методами. Однако, даже если бы удалось совершить цареубийство, заговорщики не в силах были бы осуществить переворот. В итоге решено было распустить «Союз спасения» и приступить к созданию другой, более сильной организации.
Так, в январе 1818г. такая организация была создана в Москве и получила название «Союз благоденствия». Он ставил своей целью «распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена» [5; 318].
От «Союза спасения» «Союз благоденствия» отличался более многочисленным составом - в нём насчитывалось уже до 200 членов. У них был и свой устав – «Зелёная книга». Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугенбунда (Союза добродетели), созданного в 1808г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. По ней каждый из участников общества обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырёх возможных отраслей: 1) «человеколюбие» (имелось в виду участие в деятельности различных благотворительных обществ, облегчение участи крепостных крестьян – словом, работа везде, «где страдает человечество»), 2) образование, 3) правосудие и 4) общественное хозяйство [1; 276].
Одной из основных задач «Союза благоденствия» стала борьба за завоевание общественного мнения – силы, которая, по их мнению, правила миром. Такая теория была выдвинута ещё в XVIII в. французскими просветителями, и была широко распространена в европейском освободительном движении конца XVIII – начала XIX в. Решающее значение в историческом процессе придавал М.М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее общественное мнение в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причём не обязательно насильственным путём. Таким образом, деятельность «Союза благоденствия» приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.
Однако, в последующем отчётливо видна утопичность этого замысла. В начале 20-х годов правительство решительно отказывается от своих реформаторских замыслов и переходит во внутренней, да и во внешней политике к открытой реакции. Теперь необходимо было бы не поддерживать либеральные стремления верховной власти, не давить на неё, подталкивая к преобразованиям, а искать новые способы борьбы за осуществление своих идеалов.
Весной 1821 г. в Москве прошёл съезд «Союза благоденствия», который стал важной страницей в истории движения декабристов. На нём были разработаны программа, тактика и формы всей последующей борьбы. Была выработана тактика военной революции. Утверждались представления о революционном перевороте как высшем выражении суверенных прав всего народа. В результате возникших внутри «Союза благоденствия» программных разногласий в 1821г. он был распущен. Однако его члены стали организовывать новые союзы.
Боснийские земли.
С 13 века в источниках появляется упоминание о "боснийской вере", как еретическом движении дуалистического типа. Христианизации в чистом виде в Боснийских землях не произошло. Это было связано с внешнеполитическими обстоятельствами - борьбой за сферы влияния между восточной и западной церквами. Формально в церковном отношении ...
Этапы диссидентского движения
Сами участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре основных этапа.
Первый этап (1965 - 1972 г.г.) можно назвать периодом становления.
Эти годы ознаменовались:
- «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;
- организ ...
Выводы
Итак, мыслители Древней Греции и Рима разрабатывали идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. В классическом греческом полисе власть носила политический характер – свободные афиняне, принимая участие в осуществлении власти, могли одинаково сурово призвать к ответу и человека из народа, и великого вождя. Данная ...
Разделы