Предпосылки реформ.

В первой половине XIX века Россия развивалась достаточно быст­рыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнему отставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:

- наличием в стране абсолютной монархии;

- господством феодальных отношений;

- неразвитостью демократии;

- сохранением традиционной системы ценностей, которая не позво­ляла использовать опыт западной цивилизации;

- пассивным, или, как правило, негативным отношением к модер­низации преобладающей части населения.

Победив в Отечественной войне 1812 года, Россия, вместе с тем, не подверглась влиянию буржуазно-либеральных реформ Наполео­на. Идеи Просвещения были распространены среди незначительной части интеллектуалов (дворянской интеллигенции). Если в Западной Европе основным двигателем модернизации и прогресса была буржу­азия, то в России она вплоть до конца XIX века была сравнительно не­многочисленна, разобщена и слишком зависела от государственной власти, чтобы претендовать на политическое лидерство. Правда, росло число крестьян, занимавшихся торговой и предпринимательской дея­тельностью, но в целом крестьянство, даже после реформы 1861 г. жившее патриархальной общиной, не могло быть сторонником модер­низации.

Одной из главных проблем в Российской импе­рии оставался национальный вопрос. Открыто проводя шовинистическую политику по отношению к многочисленным нациям и народностям, царизм стремился предотвратить подъем национально-ос­вободительного движения и сдержать индустриаль­ное развитие национальных окраин государства.

Непосредственные предпосылки проведения ре­форм вытекали из конкретной исторической ситуа­ции, которая сложилась к середине XIX века. Углуб­ление процесса общественного разделения труда, рост промышленности и предпринимательства, внутренней и внешней торговли разлагали фео­дальную систему хозяйства. Феодальные отноше­ния находились в глубоком кризисе. Поражение в Крымской войне (1853-1856) и подписание Парижского мирного договора (1856) серьезно задели национальное самолюбие России. Эти события были крайне болезненно восприняты и императорским двором, и в среде правящей элиты, и в широких кругах российского общества. Военное фиаско отнюдь не было случайным. В России не хватало железных дорог, парусные суда российского флота значитель­но уступали военным кораблям противника, на которых были установ­лены паровые двигатели. Армия не была обеспечена в достаточном ко­личестве винтовками, патронами и даже перевязочным материалом.

Крепостное право, которое в России в государственном масштабе окончательно закрепилось Соборным уложением 1649 г., владение «крещенной собственностью», т.е. крестьянами, слишком похожее на рабство, было безнравственным по своей сути.

Кризис феодально-крепостнической системы ухудшал положение крестьян, что приводило к росту крестьянских выступлений. Волне­ния крестьян были связаны с их надеждой получить свободу. В 1854 г. в Тамбовской, Рязанской, Нижегородской, Владимирской губерниях происходили массовые волнения в связи с Указом о создании" ополче­ния для участия в Крымской войне. В этом движении принимало уча­стие более тысячи крестьян, так как, по слухам, лица, вступившие в ополчение, получали свободу. В 1856 г. наблюдались массовые побеги крестьян в Крым из Харьковской, Херсонской, Екатеринославской и других украинских губерний. Нередкими были стихийные восстания против произвола помещиков. Все это свидетельствовало о стремле­нии крестьян к освобождению от крепостного права.

История создания книги
12 декабря 1647 года патриарший престол Антиохийской церкви наследовал Кир Макарий, православный сириец, бывший до того священником и носивший имя Иоанн аз-Заим. Тяжкое османское иго, злоупотребления турецких чиновников привели Антиохийский престол к огромным долгам еще при предшественнике Макария патриархе Евфимии Хиосце. Патриарх Мака ...

История как наука
1. Понятие и функции истории. История в переводе с древнегреческого рассказ. О прошедшем, это наука, системно изучающая прошлое ч-ва во всем его многообразии. Ф-ции истории: познавательная, образ-ая, теорит-ая, воспит-ая, развив-ая. 2. Источники исторического знания: письменные - летописи, хроники, грамоты, договоры, отчеты, письма, дне ...

Введение.
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – I ...