Положение о земствах.Судебная, городская, военная реформы.
Отмена крепостного права повлекла за собой перемены во всей государственной и правовой системе России. Речь шла не об изменении государственного строя, а о создании органов местного самоуправления - земств. 1 января 1864 г. Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства.
Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий -дворян, чиновников, духовенства, купцов, промышленников и крестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию - уездных землевладельцев - входили помещики, имевшие не менее 200 десятин земли, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимого имущества стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия в выборах по третьей курии - сельских обществ - имущественный ценз отсутствовал. Фактически господствующее положение в земствах занимали помещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по стране дворяне составляли 41,7%, духовенство - 6,5%, купцы - 10,4%, крестьяне - 38,4%. Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган - Земская управа во главе с председателем.
Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяйственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей и промышленностью. Новые органы всесословного самоуправления существовали только на уровне губерний и уездов. В волостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства.
Земства учреждались только в 34 губерниях страны. В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке земства не были введены. Земская реформа оказала влияние на реформирование системы управления в городах.
В 1870 г. была проведена городская реформа, согласно которой распорядительные функции в городах возлагались на думы.
Городская дума - орган городского самоуправления в России. Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, хозяйственными делами. Возглавлялась городским головой.
Выборы в Думу проходили раз в четыре года по трем куриям, создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога. Компетенция городского самоуправления ограничивалась решением хозяйственных вопросов: водоснабжение, уличное освещение, транспорт, градостроительные проблемы.
Городские думы обязаны были заботиться и об общественном благосостоянии, принимать меры против пожаров, оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, устраивать больницы, учреждать школы, музеи. Но деятельность Дум была ограничена губернской администрацией. Городская реформа была прогрессивным законодательным актом для своего времени, хотя и носила ограниченный характер.
Среди реформ 60-70-х годов наиболее радикальной являлась судебная реформа, проведенная в 1864 г. Была введена система независимости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично, носил состязательный характер. В разработке дела участвовали обе стороны - представители обвиняемого и обвинителя. На суде выступали прокурор и защитники в лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные заседатели. По закону, присяжным заседателем мог стать человек, имеющий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседатели назначались земствами и Городскими думами.
Вводился единый для всего населения всесословный суд, хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Оставались особые суды для духовенства, для высших чиновников, военных.
Реформа суда была наиболее последовательной реформой. Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи. В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.
Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы стали проводиться под руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Были созданы также военные академии и морское училище.
Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных округов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководство войсками. 1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть - в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейным обстоятельствам, например, если сын был единственным кормильцем в семье.
Аграрные отношения в IV— VI вв.
Важнейшей отличительной чертой гуптской эпохи было складывание феодального землевладения. Наиболее полно этот процесс проявился в широкой раздаче правителями державы земельных пожалований за счет государственных податных земель. В древности основной земельный налог и другие подати с большинства земель поступали в государственную казну и ...
1902 год.
8-го и 9-го июня большой университетский город Казань представлял из себя картину ужасного пожарища. Почти двое суток город стоял в дыму и пламени, словно в день осады его Иоанном Грозным. Нынче погибла почти вся татарская часть этого русско-татарского города.
В дни, предшествовавшие катастрофе, в Казани стояла тропическая жара, доходи ...
Дворянство и земля: переоценка.
Большая часть второй главы посвящена анализу статистических данных по продаже и скупке дворянских земель, сословной структуре покупателей, распределению земли по сословиям, стоимости земли, ипотечной задолженности и операциям Государственного дворянского земельного банка. Все данные представлены в виде таблиц. Указаны источники данных и ...
Разделы