Начало пути. 1769-1793
Судьба, которая по тайным путям своим всегда и всех ведет к определенной цели, определила, чтобы в безвестном уголке мира, на острове Средиземного моря родился человек, гений которого должен был затмить деяния предков.
Наполеон Бонапарт уроженец города Аяччо, что на острове Корсика, второй сын мелкопоместного дворянина Карло-Марии Буонапарте и его супруги Летиции, в девичестве Рамолино, появился на свет 15 августа 1769г.
, три месяца спустя после завоевания Корсики французами.[1]
Большое влияние на становление Наполеона оказала его мать Летиция. Она была человеком твердого характера, и жаждущий любви мальчик никак не мог получить от нее нежности. Это повлияло на его последующее развитие (материнский комплекс).[2] «Ничто мне не импонировало, — вспоминал он впоследствии, — я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись». [3] Он всегда требовал беспрекословного повиновения, одновременно хотел быть любимым и почитаемым. В дальнейшем, неудовлетворенную потребность в любви Наполеон компенсирует заметными успехами, по средствам которых он заслужит признания окружающих.
В 1779г.
Наполеон поступает в Отенский колледж, а весной того же года 10-летний Наполеон был переведен в Бриеннское военное училище. На экзаменах он получил такую характеристику: «Замкнутый и прилежный в учебе, предпочитает занятия любым развлечениям и увлекается чтением книг хороших авторов… Молчалив, любит одиночество, вспыльчив, высокомерен, эгоистичен, немногословен, но всегда находчив и резок в ответах и обычно побеждает в спорах. Чрезвычайно самолюбив, а его честолюбие вообще не имеет границ…».[4]
В октябре 1784г.
, в 15 лет, Наполеон перешел в Парижскую военную школу, откуда уже выпускались офицеры в армию.
Наполеон много читает. Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описания путешествий. Читал он и философию, в частности, классиков просветительной литературы XVIII в.— Вольтера, Руссо, Мабли. Возможно, именно тогда появляются в нем первые признаки отвращения к идеям и идеологам революции. Во всяком случае, 16-летний подпоручик пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще не знает и что может дать пищу его собственной мысли.[5]
После годичного пребывания в военной школе он вышел 30 октября 1785г
. в армию с чином подпоручика. Молодому офицеру жилось трудно. Большую часть жалованья он отсылал матери, оставив себе только на самое скудное пропитание.
Несмотря на бесспорный талант, рвение и выдающуюся работоспособность, он не имел никаких надежд на быстрое продвижение, поскольку для этого у него не было ни аристократического происхождения, ни связей. Революция, начавшаяся во Франции 1789г.
, дала ему такую возможность. 20-летнему офицеру Наполеону не приходилось раздумывать над тем, принимать или не принимать революцию. Происходившие перемены давали шанс мелкопоместному провинциалу с далекого острова подняться вверх по социальной лестнице не в силу происхождения, а благодаря своим личностным качествам и способностям. Честолюбивый, мечтавший о карьере, славе и власти Наполеон сознавал, что только революция может открыть ему дорогу.
Как для него выгоднее всего использовать революцию? И где сделать это лучше? Ответа было два: 1) на Корсике, 2) во Франции.
Но дело в том, что даже и в 1789г
. он не мог надеяться на то место во Франции, которое именно теперь, когда разразилась революция, мог, при счастливых обстоятельствах, занять на Корсике.[6] Наполеон надеялся, что на Корсике военный успех, наконец, приведет его к личной славе и политической власти.
Наполеон, не гнушаясь ничем, попытался с помощью радикалов захватить военную и политическую власть в Аяччи. Он объявил себя сторонником лидера корсиканских сепаратистов Паоли, но очень скоро обнаружилось, что им и вовсе не по пути. Паоли норовил совершенно освободить Корсику от французского владычества, а Бонапарт учитывал, что французская революция открывает новые пути для развития Корсики, а главное — для его собственной карьеры.[7] Пробыв на Корсике несколько месяцев и не добившись никаких результатов, Наполеон снова уезжает в полк.
В сентябре 1791г
. он снова попал на Корсику, но вскоре спешно вернулся в Париж, в военное министерство, чтобы оправдаться в своем несколько сомнительном поведении на Корсике.
Теперь во Франции он бывший поручик и почти дезертир, на Корсике - бывший подполковник, преследуемый законом, без средств и обреченный на голодное существование.
У Наполеона оставалась последняя надежда — радикалы. Он присоединяется к Робеспьеру. Вскоре после обращения в якобинскую веру он приобрел репутацию «Робеспьера в седле», но в действительности якобинцы интересовали его только как ступеньки ни пути к богатству, власти и славе.
Екатерина Великая. Немецкая кровь
Софья Августа Фредерика, будущая Екатерина ІІ, родилась 21 апреля 1729г. Мать Екатерины, Иоанна Елизавета, принадлежала к голштейн- готторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а отец , Христиан Август – к другому такому же и ещё более мелкому владельному роду анхальт-цербскому. Подобно многи ...
История как наука
1. Понятие и функции истории. История в переводе с древнегреческого рассказ. О прошедшем, это наука, системно изучающая прошлое ч-ва во всем его многообразии. Ф-ции истории: познавательная, образ-ая, теорит-ая, воспит-ая, развив-ая. 2. Источники исторического знания: письменные - летописи, хроники, грамоты, договоры, отчеты, письма, дне ...
Этапы развития древнегреческой цивилизации.
Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:
раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);
формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.);
завоевание греками Перси ...
Разделы