Кавказ в XVI–первой половине XVII века
Страница 2

Материалы » Кавказ в XVI–первой половине XVII века

Следует отметить, что типично феодальный тип собственнических отношений существовал в XVI начале XVII века на Кавказе параллельно с патриархально-родовыми порядками, о чем свидетельствует повсеместное распространение больших семейных общин (тухумов, тайпов), патрон культа семейного очага, кровной мести, власти старейшин и т. д.

В некоторых местах Северного Кавказа в общинной собственности (наряду с которой существовала и частная собственность на землю, что дает возможность назвать этот тип хозяйства «многоукладным») находились не только пастбища и сенокосы, но и пахотные земли. Согласно адатам Дагестана, общинная земля раз в семь лет подвергалась переделу, причем земля делилась лишь между тухумами (семейными общинами), между семьями же внутри тухума землю распределял глава данной семейной общины. Существовали ограничения на продажу земли, что мешало превращению ее в на стоящую частную собственность. Допускалась лишь передача земли кому-либо из родственников, а специальная статья в своде Рустам-хана грозит изгнанием тому, кто продаст землю беку. Таким образом, иная земля ограждалась от опасности перейти падение достаточно имущих феодалов, что привело бы к распаду общин и к переходу свободных беков на положение зависимых земледельцев.

В горских адатах (сводах законов) специально оговаривается предпочтительная возможность купли-продажи земли внутри общины, или тухума. В результате подобных операций внутри общины постепенно выделились собственники больших земельных участков, в противовес которым появились также малоземельные и вовсе безземельные общинники. Естественно, социальные верхи общины стали оказывать на внутреннюю жизнь общины е более заметное влияние, перераспределяя общинную землю в свою пользу, используя труд менее имущих соотечественников и даже организуя набеги на соседние области. Кроме того, в некоторых обществах Дагестана, Осетии и других мест должности старейшин стали передаваться по наследству, что дополнительно свидетельствует о возросшей личной роли представителей правящей верхушки. О том же говорит и статья в своде Рустам-хана, согласно которой бек обязан был выплатить общине штраф, если он устраивал военную экспедицию, не посоветовавшись предварительно с общинными старейшинами.

Несколько иначе сложились в XVII веке социальные отношения на территории Чечни и Ингушетии. В результате того, что патриархально-общинные институты здесь отличались особой стабильностью, имущественное расслоение стало проходить не на уровне отдельных общинников, а на уровне целых тайпов (родов). Выделились богатые тайпы «эзди-тайпы», и бедные тайпы («лай-тайпы»), постепенно попавшие в зависимость от богатых тайпов. Интересно, что отдельный общинник вообще не выступал как юридическое лицо, а его собственное социальное положение определялось принадлежностью к тому или иному тайпу.

На территориях Чечни, примыкающих к границам Дагестана, Кабарды и Осетии, система тайпов была не столь жесткая, что давало возможность развиваться обычным феодальным отношениям. В частности, здесь жили аккинцы, находившиеся в конце XVI века под властью своего мурзы, прием после убийства Ших-мурзы они специально обвились в Москву с просьбой, чтобы царь доверил власть над ними кому-нибудь не из горцев. Царь не внял просьбе аккинцев и передал управление князю Сунчалею Янглычеву Черкасскому, который не преминул воспользоваться своим положением для личной выгоды, используя подведомственных аккинцев на сельскохозяйственных работах. Аккинцы официально зачисленные русским правительством в разряд служилых людей, довольно долго пытались избавиться от склонного к эксплуатации князя Сун-чалея, однако так в этом и не преуспели. Поселившиеся в верховьях реки Ямансу племена находились в зависимости от владетелей Засулакской Кумыкии. Некоторая часть чеченцев, проживавшая на границе с владениями аварских ханов, находилась от них в зависимости. Калканцы, жившие вблизи Дарьяльского ущелья, приняли покровительство мурз Кабарды и платили им ясак.

Верховная власть в северокавказских княжествах была, как правило, сосредоточена в руках самого князя, иногда несколько ограничивалась советом старейшин. Княжества (шамхальства, ханства, уцмийства, майсумства) административно делились на отдельные территории (магалы, джамааты, кабаки), все мужское население которых в случае военной опасности поголовно брало в руки оружие. Каждый воин при этом являлся на место сбора с собственным вооружением (у черкесов каждый воин обязан был иметь по одной чистокровной лошади, щит, лук со стрелами, меч и копья), качество которого зависело от имущественного положения. Более богатые воины выступали в поход не только верхом, но и в защитных доспехах восточной работы, рядовые общинники в качестве защиты использовали накидку из очень плотной ворсистой ткани. В пешем бою эту ткань полагалось держать перед собой: ни меч, ни стрела из лука пробить ее не могли. У черкесов все пешие воины имели ружья, меткой стрельбой из которых они славились. На все время военных действий ополченцы освобождались от выплаты податей. Вознаграждения же за службу для них не предусматривалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Доминиканский период
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден - доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употре ...

Кавказ в XVI–первой половине XVII века
Социально-экономическое развитие народов Серного Кавказа в описываемый период характеризуется безусловным преобладанием феодальных отношений и соответствующего им политического устройства находящихся на этих территориях государственных образований. В некоторых случаях верховное правление передавалось по наследству, в других, как, наприм ...

Общинно-кастовая система
В Индии существовали различные виды общин, но в ареале распространения более развитого общества сложился особый тип общины, не имеющий аналогий в других регионах мира. Эта сельская община была социально многослойной, в основе социальных различий лежал не столько имущественный признак (бедняки, середняки, богатые), сколько кастовый. Инд ...