Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Материалы » Реформы и реформаторы » Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества — консервативная, русофильская.

В 1830—1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х — начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.

Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн. мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось — 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни страны, требовал своего разрешения.

Укрепление товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, рост торговых центров — все это остро нуждалось в современной транспортной системе. Однако внутренние пути сообщения оставались архаичными и малоразвитыми. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма.

В годы правления Александра I (1801—1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он выказывал стремление ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в консти­туционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет, куда вошли друзья юности императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились.

События февраля 1917 года
Волнения в армии, деревенские волнения, неспособность политического и военного руководства защитить национальные интересы России, что катастрофически обострило внутреннее положение страны, не насторожило царское правительство, поэтому, начавшаяся стихийно февральская революция стала для правительства и всех политических партий неожиданн ...

Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Общественное движение против крепостничества.
Во второй половине XIX в. в России обостряется кризис фео­дально-крепостнических отношений, означавший, что дальнейшее экономическое развитие страны на базе существующей крепостной системы хозяйства, становилось невозможным. Вопреки господствовавшей крепостной системе развитие страны происходило на базе новых, капиталистических отношени ...

Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Начинает свой очерк Костомаров с рассказов о том, где и как жили наши предки. ”Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок” [Очерк, 112]. Он объясняет характерны отличия каждого из этих населенных пунктов, происхождение их названий. Он пишет о том, что возведение городов ...