Установление принципата августа
В 29 г. Октавиан вернулся в Рим и отпраздновал грандиозный триумф. По этому случаю титул "императора", который Октавиан неофициально употреблял уже в течение нескольких лет, был присвоен ему официально и превратился, как у Цезаря, в его личное имя (преномен) [3].
Объективная обстановка последних десятилетий Римской республики не позволяла рабовладельческому классу Италии совершенно отказаться от военной диктатуры и вернуться к прежним республиканским формам общественной жизни. Хозяйственное расстройство, отсутствие внешнего порядка, неопределенность имущественных отношений и правовых норм, постоянная угроза вспышки новой гражданской войны, выступления и провинциях, восстания рабов и пр. заставляли даже принципиальных республиканцев идти на политический компромисс в виде республиканской монархии или принципата. За твердую власть стояли прежде всего 90 тысяч ветеранов, посаженных Октавианом на территории италийских муниципиев. Многие из них уже успели превратиться в зажиточных собственников, стали членами (декурионами) местных муниципальных советов (курий) и жаждали только одного - мира и порядка. В стремлении к миру сходились также другие социальные группы. Кроме того, концентрации власти требовало столичное население, страдавшее от недостатка продовольствия, подвоз которого был затруднен во время войны. Республиканские органы (сенат) не могли обеспечить стабильное снабжение.
Современники Октавиана на события 27 года смотрели не как на официальное признание монархии, а как на возвращение к республиканскому строю, свободе, праву и законности и как на конец гражданской войны. "Наконец, - пишет в "Римской истории" Веллей Патеркул, - гражданские раздоры потушены, внешняя война погребена, мир восстановлен, безумство оружия повсюду приглушено, законам возвращена сила, судьям - авторитет, сенату - величие"[4].
Обьективная необходимость иметь твердую власть, с одной стороны, и горький опыт "божественного Юлия", с другой, заставляли республиканцев и Октавиана пойти на компромисс. Республиканцы, а таковых в римском обществе тогда было немало, соглашались на предоставление в ограниченных пределах чрезвычайных полномочий Октавиану. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства.
Термин "принцепс" шире термина "император", входящего в него как один из основных признаков. Принцепс - это первый магистрат государства, власть которого признана народом и ограничена народным суверенитетом, с одной стороны, нежизненна и непередаваема по наследству - с другой. "Принцепс" - республиканский термин, не содержавший ничего одиозного с конституционной точки зрения. Принцепс - первый гражданин и первый сенатор. Но уже при Октавианс принцепс означал нечто большее, чем только первый гражданин и первый сенатор. В дальнейшем, в течение двух первых столетий нашей эры, принцепс эволюционирует в императора в позднейшем значении этого термина, т.е. в неограниченного самодержца, или царя. В общих обзорах римской истории и истории римского права принципатом обычно называют первую половину Римской империи Раннюю империю I - III в., которая противополагается доминату, или Поздней империи (IV V ив). Титул императора, в свою очередь, из узкого значения почетного звания военных командиров переродился в титул главы государства, императора в позднейшем смысле.
Боснийские земли.
С 13 века в источниках появляется упоминание о "боснийской вере", как еретическом движении дуалистического типа. Христианизации в чистом виде в Боснийских землях не произошло. Это было связано с внешнеполитическими обстоятельствами - борьбой за сферы влияния между восточной и западной церквами. Формально в церковном отношении ...
Государственный порядок в учении Великого учителя.
Социальный порядок Учителю виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Патернализм чжоуской клановой структуры у Конфуция плавно трансформировался в высокозначимый культ мудрых старших, древних предков, как в каждой семье, так и в стране в целом. «Пусть государь ...
Лётчики
Мощные бомбоштурмовые удары по врагу наносила 8-я воздушная армия под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Т.Т. Хрюкина. В период подготовки к решающим боям, с 17 апреля по 4 мая, лётчики 8-ой воздушной армии совершили 10318 самолетовылетов и уничтожили 392 объекта, провели 141 воздушный бой и сбили 84 самолёт ...
Разделы