Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Материалы » Государственное управление в годы Великой Отечественной войны » Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.[10]

Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе с СССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций. Другие союзные республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в международной жизни практически не участвовали, если не считать включения их представителей в общесоюзные международные делегации.

В приниженном положении были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды – в январе 1944 г.

Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро.

Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.

Моряки и др.
На морских коммуникациях активно действовали корабли и авиация Черноморского флота. 27 апреля отряд торпедных катеров капитан лейтенанта А.И. Кудерского потопил 2 транспорта общим водоизмещением 8000 тонн. В этом бою особенно отличилось звено старшего лейтенанта А.Г. Кананадзе. Не меньшего успеха в борьбе с противником добились экипажи ...

Крестьянско-казацкие восстания. Северин Наливайко
В конце XVI в. антифеодальная борьба бедняков Украины развернулась с еще большей силой. Вместе с крестьянами выступали запорожские и реестровые казаки. Повстанцы стремились освободить Украину от иноземного господства и воссоединить ее с Россией. Первое могучее крестьянско-казацкое восстание в 1592— 1593 гг. охватило Киевщину, Брацлавщи ...

Августовская революция 1945 года и провозглашение ДВР
После вступления СССР в войну против империалистической Японии конференция компартии Индокитая, состоявшаяся 13—15 августа 1945 г., единогласно приняла решение о начале всеобщего восстания во Вьетнаме для завоевания полной независимости и установления народной власти во всей стране. Решение конференции было одобрено общенациональным кон ...