Образование и расцвет Тюркского каганата
В 758 г. карлыки начали войну в Жетысу против туркешей и через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Часть туркешей подчинилась, другая - откочевала на восток. Карлыкские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.
В 791 г. уйгуры разгромили карлыков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлыки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлыки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Биль-ге-Кюль Кадырхан принял новый титул каган и объявил о независимости карлыков.
Укрепление карлыков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. В 840 г. правитель Самарканда объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.
В карлыкскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских племен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию. Среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.
История Карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями пягма, и Карлыкский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлыкские и туркешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.
Государство Караханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Абдулкерим принял ислам и титул Арслаи Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. территория государства простиралась от Амударьи и нижнего течения Сырдарьи на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в нем играли карлыкские племена чигили и ягма.
Ханство делилось на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кара хан был правителем восточной части государства, его резиденция находилась в г. Баласагуне. Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г. Таразе. Властители мелких уделов носили титулы илек и тегин и не зависели от верховных каганов. Некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами.
В 999 г. Илек Наср завоевал Мавераннахр, но у Балха карлыки потерпели поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Среди Караханидов начались раздоры между потомками Али и Хасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Жетысу, и дошли почти до Баласагуна, но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток. После трехмесячного преследования кидани были разбиты.
Ослабление Караханидов. Во время правления безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но, попав в плен, потерял свои владения. Правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном воевал с Шемсулмульком Насром - владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и граница между западными и восточными караханидами прошла по Сырдарье.
Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в. стал подвергаться постоянным набегам киданей.
В 1141 г. после разгрома объединенного сельджукско-караханидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей. В начале XIII в. государство караханидов перестало существовать.
В период караханидского господства произошли сдвиги в экономической и культурной жизни тюрко-язычных племен. Заметным стало оседание тюрков-кочевников, получили развитие поселения, города, соответственно, и городская культура. У караханидов сформировалась новая политическая система. Государственной религией объявили ислам. Древнетюркскую письменность заменила арабская графика. В целом, караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.
Изменения в общественном порядке
Освободительная война внесла определенные изменения в общественное отношения.
Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на господствующие и зависимые слои в Украине осталось. Польскую знать как господствующее сословие заменило казачество, среднее и мелкое укр ...
Сирия во время первого крестового похода
Тот факт, что в значительной степени Первый крестовый поход обязан своим успехом слабости встреченного им сопротивления, признают все современные историки. Сложность политической ситуации в Сирии в конце XI века и первых десятилетий XII века, когда дело доходило до анархии, считается одним из самых важных элементов истории Крестовых пох ...
Древняя Русь конца IX – начала ХII в.
Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян.
Процесс объединен ...
Разделы