Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.
Страница 1

Материалы » Историческое развитие Черногории » Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.

Общественно-экономическое положение Черногории в составе Османской империи.

Черногория считалась султанским хасом, однако в ней не было владений турецких феодалов, и турецкому правительству так и не удалось укрепить свою власть в Черногории, зависимость которой от Порты была слабой и фактически сводилась к уплате черногорцами дани (харача), нередко собиравшегося с помощью военной силы.

Отсутствие плодородных пригодных для обработки земель лишило черногорцев жизненно необходимых продуктов питания. Присоединение к Венеции далматинского побережья преградило им доступ к морю и еще больше осложнило их жизнь.

Черногорцы имели также военные обязательства перед Портой: они должны были защищать границу от нападений извне. Особые условия, сложившиеся в Черногории, оторванность от внешнего мира, необходимость защиты своей свободы от турецких посягательств, привели к тому, что на основе существовавших ранее кнежин там образовались территориально-административные единицы — племена, состоявшие из нескольких братств. Племенные объединения стали и военно-политическими союзами. Они совместно защищались от нападений и вели военные действия. Племена оказывали защиту своим членам, в них строго соблюдались порядки местного права, включавшего в себе некоторые архаические обычаи, например кровную месть. В каждом племени имелся свой збор (скупщина) — собрание всех взрослых членов, решения которого были обязательными. В Черногории существовал и общий представительный орган — збор, или скупщина. На нем решались наиболее важные вопросы внутренней жизни, отношений с турками, Венецией и другими государствами. Решения выносились митрополитом, главным кнезом и остальными воеводами.

Несмотря на существование этого общечерногорского представительского органа, племена были очень разобщены и постоянно враждовали друг с другом. Межплеменная рознь разжигалась и турецкими властями. В этих условиях единственным фактором, объединявшим черногорцев, была православная церковь, которая на протяжении веков способствовала поддержанию и развитию национального самосознания, что было очень важным в условиях антитурецкой борьбы. Это идеологическое оружие успешно использовалось Цетинской митрополией и ее владыками, роль которых постоянно усиливалась. Их резиденцией был Цетинский монастырь, расположенный высоко в горах.

На протяжении ХVII в. турецкое правительство стремилось лишить черногорцев автономных прав и заставить их регулярно платить налоги. Эта политика встречала активное сопротивление, которое возглавляли и поддерживали митрополиты.

Европейские государства, учитывавшие важное стратегическое положение Черногории на Балканах и заинтересованные в войне против Турции, периодически обращали свое внимание на этот маленький народ. Так, Венеция, воевавшая с турками, стремилась установить свой протекторат над Черногорией.

В ХVII в., особенно в период войны «Священной лиги» с османами, черногорцы вели частые боевые действия против турок, надеясь на помощь Венеции. Однако Венеция не могла им оказывать постоянную поддержку. В 1692 г. турецкие войска вновь вторглись в Черногорию, овладели Цетинским монастырем и разгромили его.

Черногория в XVIII в.

В этот период борьба черногорцев обострилась с новой силой. Она велась за полное освобождение от турецкой власти и создание собственного государства. Этот важный исторический этап начался с правления митрополита Данилы Шчепчевича из племени Негошей (1697—1735). В своей деятельности первостепенной задачей он считал ликвидацию межплеменной розни. Для этого в 1713 г. им был создан общий для всей Черногории судебный орган — «Суд владыки Данилы», состоявший из 12 племенных старейшин. Из страны были выгнаны потурченцы, вводились наказания за кровную месть.

В первой половине ХVIII в. черногорцы сумели установить политические связи с Россией. Когда царь ПетрI после Полтавской битвы обратился к молдаванам, валахам и сербам за помощью в предстоящей войне с Турцией, наибольший успех призыв Петра I имел у черногорцев, которые в 1711г. начали четническую борьбу против турок.

В 1715 г. владыка Данила отправился в Россию, где рассказал о тяжелом положении черногорцев и их борьбе за независимость. Он получил в подарок большие церковные ценности, а также значительную денежную сумму для раздачи пострадавшим от османов. Петром I была установлена и постоянная денежная субсидия Цетинскому монастырю.

Материальная и политическая помощь, которую оказывала Россия черногорцам в ХVIII в., способствовала успеху их освободительной борьбы.

В то же время Венеция стремилась сохранить свое политическое влияние на Черногорию. Преемники Данилы, владыка Савва и митрополит Василий, полностью ориентировались на поддержку России и стремились ослабить влияние Венеции, добиться полной независимости страны от Порты. Владыка Василий трижды ездил в Петербург, где просил предоставления черногорцам денежных пособий. В России он написал и опубликовал в 1754 г. « Историю Черной Горы». Этой книгой митрополит стремился привлечь внимание русской общественности к своей родине.

Страницы: 1 2 3 4

Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи. Начало княжения
Владимир являлся незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши. И после смерти отца получил в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег - в «Деревах», Древлянской земле. Вскоре, Ярополк, идя по стопам своих предшественников, пытается объединить под своей властью все русские земли. И на пути ...

Ежовщина
В цепи трагических событий, которыми отмечена советская история, массовые репрессии 1937-38 гг., занимают особое место. Репрессии в стране были и раньше и позже этого времени. Количество арестованных и осужденных по разным мотивам постоянно, вплоть до 1953 г., росло, пополняя «население» ГУЛАГа. Однако «ежовщина», названная так по имени ...

Отношения СССР с развивающимися странами.
По мере того, как утихала прямая конфронтация между СССР и США, нарастала скрытая борьба между ними в странах "треть его мира". В 50-е годы многие азиатские колониальные страны получили независимость, в начале 60-х годов этот процесс стал происходить в африканских странах. Как СССР, так и США пытались иметь в правительствах эт ...