Фактическое упразднение патерналистской роли дворян по отношению к крестьянству после реформ составляло главную заботу традиционалистов, и большая часть их энергии была направлена на поиск путей восстановления роли дворянства в деревенской жизни. В связи с этим была выдвинута идея нового типа чиновника, назначаемого из числа местных дворян, который осуществлял бы попечительство по отношению к крестьянству. Но вместо этого Государственный совет принял закон о создании института уездных начальников, в ведении которых находились бы все население уездов, без различия сословий. Это не удовлетворило традиционалистов. Земских начальников назначали губернаторы и губернские предводители дворянства, многие из которых, по мнению сословников, были либералами. Мысль о всесословности в России казалась им неприемлемой. Контрреформы 1889-1890 гг. не улучшили ситуацию по ряду причин: быстро уменьшалось число помещиков, имеющих право и желание служить, земский начальник был больше чиновником, чем землевладельцем, и даже реформированное земство не стало привлекательным для традиционно ориентированных помещиков. Но проблема была еще глубже: корпоративные учреждения самого дворянства также вызывали глубокую озабоченность сословников.
За время, прошедшее после реформ, демографическая база губернских дворянских обществ и их влияние резко сузились. Это привело к росту равнодушия, которое, в общем-то, всегда отличало отношение дворянства к своим корпоративным учреждениям. Дворянским собраниям было особенно трудно заинтересовать своих членов в своей деятельности после того, как они утратили роль поставщика местных кадров для государства и право ходатайствовать перед правительством по важным для сельского общества общим вопросам в целом. Дворяне требовали права обращаться к императору по любым вопросам. Закон Особого совещания по делам дворянства 1902 г. утвердил это право. Более того, этот закон наделил общества статусом юридических лиц и расширил полномочия Собрания предводителей и депутатов дворянства. Но результаты структурной реформы не имели никакого практического значения.
1 января 1902 г. Император указом распустил Особое совещание. Законодательные меры совещания не удовлетворяли интересам сословников. Они не могли замедлить превращение России в общество равных в правовом отношении граждан. К концу столетия первое сословие утратило свою целостность и единство. Его место в сельской жизни занимал отчетливо понимающий свои интересы класс крупных и средних землевладельцев. И революция 1905 г. усилила этот процесс.
Этапы развития древнегреческой цивилизации.
Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:
раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);
формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.);
завоевание греками Перси ...
Держава Сасанидов и ее социальная структура
Государство Сасанидов, которое образовалось в III в., сменило распавшуюся Парфянскую державу. В его состав вошли обширные иранские территории, Месопотамия, Хузистан и восточные горные рай оны иранского плато. Экономическое развитие в разных частях страны было различным. Более высокого культурного уровня достигли западные территории. Нео ...
В.И. Ленин, критика социалистических
идей народничества
Традиционно считается, что усвоение марксизма вождями российского революционного движения ознаменовало переход от социализма утопического к научному. Главным идейным препятствием на пути утверждения марксизма в России оставалось народничество.
Большую роль в идейном разгроме народничества сыграла работа В.И. Ленина "Что такое” Дру ...
Разделы