Религиозная политика Ахеменидов
Страница 1

Материалы » Религиозная политика Ахеменидов » Религиозная политика Ахеменидов

Историческая картина развития религиозной политики представляется следующим образом.

Кир II и Камбиз, как и предшествовавшие им Ахемениды, целиком находились под влиянием древних религиозных представлений иранских паемен, и некоторые ученые считали, что они были распространителями зороастризма. По всей вероятности, верховное место в их пантеоне принадлежало Митре, а не Ахура-Мазде. Так Ж. Дюшен-Гиймен полагал, что Дарий в царском пантеоне заменил Митру, верховного бога Кира, Ахура-Маздой. Верования Кира и Камбиза можно считать близкими к зороастрийским лишь на том основании, что при дворе Кира жрецами были маги и в религиозных вопросах царь придерживался их указаний. Но в целом религия Кира не похожа на зороастризм.

Так как при Кире и Камбизе зороастризм не был еще широко известен, поэтому присутствует влияние эламской, вавилонской и египетской религий на этих царей.

Ранние Ахемениды относились благожелательно к религиям покоренных народов. В Вавилонии Кир всячески покровительствовал возрождению древних культов и приносил жертвы местным богам. Некоторые ученые полагают, что Кир благосклонно относился ко всем религиям, а Камбиз чувствовал отвращение к обожествлению животных египтянами и поэтому разрушал их храмы и в то же время, питая особую привязанность к иудаизму, покровительствовал элефантийскому храму иудеев. Следовательно существует представление, что монотеистическая религия Яхве была ближе Камбизу и другим персидским царям, чем "грубые" культы халдеев, эламитов и египтян. По мнению А.Л. Оппенхейма, Камбиз в отличие от Кира не скрывал свою неприязнь к этим культам и шел на компромисс с ними только ради политических целей.

Однако такое отношение противоречит источникам, согласно которым Камбиз заявляет о своем уважении к египетским святыням. В одной из египетских надписей он назван "любимцем Уаджит, владычицы Имет… владычицы неба".

Нет оснований также говорить об особой благосклонности персидских царей по отношению к иудаизму. Разрешение Кира восстановить Иерусалимский храм и благожелательность Камбиза к элефантийскому храму иудеев, в частности, преследовали политические цели, чтобы создать плацдарм для нападения на Египет.

Некоторые исследователи говорят о взаимодействии иудаизма и зороастризма во времена Камбиза и Кира и о заимствовании иудаизмом зороастрийских идей или же в обратном влиянии. Однако же большинство сходных ключевых идей в обеих религиях, по всей вероятности, являлось результатом параллельного развития. Существует предположение, что при Дарии I культ Яхве был объявлен высшим государственным культом всей Ахеменидской державы. Но вернее всего то, что благосклонность персидских царей преувеличена составителями Библии.

Дарий в Бехистунской надписи на первое место их собственных позитивных мероприятий ставит восстановление храмов, разрушенных Гаутамой. Он восстановил храмы незороастрийских божеств, но также не отверг зороастризм. На этой основе возник синкретизм дозороастрийских древнеиранских религиозных традиций и зороастрийского учения, который, по существу, стал религией Ахеменидов. Этот синкретизм легко объясняется тем, что старые племенные божества не могли служить цели централизации государства. Эту роль выполнил только Ахура-Мазда, который был богом реформированной веры. Только маги могли быть использованы для религиозного обоснования и укрепления царской власти. Поэтому в царском пантеоне верховным богом стал Ахура-Мазда.

Однако борьба против враждебных последнему племенных божеств одновременно явилась бы борьба с родовой знатью. На это Дарий не мог пойти, так как сам был их представителем. Поэтому были восстановлены культы племенных божеств, хотя они были поставлены ниже Ахура-Мазды.

Вместе с превращением последнего в верховного бога маги стали придворными жрецами Ахеменидов.

Вопрос, как ахеменидские цари, начиная с Дария I, относились к чужеземным религиям, требует особого рассмотрения. Диодор пишет, что Дарий был обожествлен египетскими жрецами за заботливое отношение к святыням страны. Это подтверждается египетскими источниками. В одной египетской надписи говорится: " Дарий, рожденный богиней Нейт, владычицей Саиса… Когда он был в чреве матери и еще не явился на земле, Нейт признала его своим сыном и простерла ему свою руку с луком для повержения врагов его, как это она делала для своего сына Ра…".

Страницы: 1 2

Вторая Мексиканская экспедиция (1520-1521).
К началу 1521 г. Кортесу удалось, используя недовольные индейские племена и подкрепление с Кубы полностью восстановить и даже приумножить свои силы. Он стал готовиться к штурму Теночтитлана. . Союзным войскам с Кортесом во главе предстояло сразиться с противником, который численно преобладал. Установить количество защитников Теночтитла ...

Земство
В 1864 г. началось создание зем­ских учреждений. Это означало воз­рождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о гу­бернских и уездных земских учреж­дениях» 1890 г. земство был ...

Начало пути. 1769-1793
Судьба, которая по тайным путям своим всегда и всех ведет к определенной цели, определила, чтобы в безвестном уголке мира, на острове Средиземного моря родился человек, гений которого должен был затмить деяния предков. Наполеон Бонапарт уроженец города Аяччо, что на острове Корсика, второй сын мелкопоместного дворянина Карло-Марии Буо ...