Религиозная политика Ахеменидов
Также в Сузах балы найдена статуя Дария I, когда-то стоявшая у входа в монументальные ворота, к востоку от ападаны. На прямоугольном постаменте Дарий изображен в образе египетского бога Атума, но в персидской одежде. Статуя имела магическую цель гарантировать Дарию вечные благодеяния со стороны египетских богов.
Таким образом, напрашивается вывод, что Ахемениды выступали поклонниками египетских, вавилонских, греческих, иудейского Яхве и др. чужеземных богов. В храмах этих богов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения со стороны местных богов.
Однако в определенном противоречии с таким выводом находится заявление Дария в пятом столбце Бехистунской надписи о том, что эламиты и саки не почитали Ахура-Мазду и поэтому казались вероломными. Исходя из этого сообщения, некоторые ученые высказывают мнение, что Дарий I стремился добиться повсеместного почитания народами Персидской державы культа Ахура-Мазды и устраивали военно-карательные экспедиции по религиозным мотивам.
Насколько Ахемениды были далеки от мысли навязать свою религию или ущемить их религиозные чувства, показывают документы крепостной стены. Из них видно, что в Персеполе и др. городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты для отправления культа не только Ахура-Мазды и др. иранских богов, но также эламских богов Хубана, симута и аккадского бога Адада. Вообще боги иранского пантеона выступают в текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, отнюдь не занимают привилегированного положения.
Параллельное существование разноплеменных культов в Персии и Эламе можно объяснить тем, что иранское население поклонялось Ахура-Мазде и др. иранским богам, эламиты оставались верными своей древней религии, а вавилоняне, находившиеся в Юго-Западном Иране в качестве работников царского хозяйства и чиновников госаппарата, молились богу Ададу. Ахемениды терпимо относились к религиям покоренных народов, чтобы не создавать дополнительных трудностей на пути к мировому господству.
Такое заключение, хотя само по себе верно, может быть, несколько упрощает реальное положение вещей. Прежде всего из персепольских текстов видно, что эламским богам Хумбану и Симуту и аккадскому Ададу жертвы приносят и совершают не только эламиты, но и жрецы с иранскими племенами. Следовательно, по крайней мере, часть персов, обитавших на исконной территории Юго-Западного Ирана, поклонялась наравне со своими богами и эламским богам.
На первый взгляд почитание персами чужеземных богов может показаться странным. Однако древние религии не были догматическими и нетерпимыми по отношению к верованиям других народов. Причинами религиозной терпимости на древнем Ближнем Востоке были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие понятий о ложной вере, каких-либо форм ереси, полное отсутствие расовой ненависти и чувства превосходства одного народа над другими.
Этапы
феодализации в России (XI–XVIII вв.). "Русская Правда",
"Соборное Уложение"
Феодализация русской земли была подготовлена предшествующим социально-экономическим развитием восточнославянских племен. До образования государства они жили родовым строем, который формировался повсеместно на этапе перехода от палеолита к неолиту. Род представлял коллектив кровных родственников (отсюда: родные, Родина), объединенный общ ...
Впечатления иностранцев о России
Иностранцы отзывались о России неоднозначно, но всё же во многом они сходились во мнениях.
Их мнения о России или о Московии, как они предпочитали её называть, можно в целом подогнать под описание стереотипа более «дикой» и «отсталой» страны.
Всё им кажется бестолковым, огромным…
Их поражает безграничная власть царя, то, как твёрдо в ...
Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в.
Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление « ...
Разделы