Партизанское и подпольное движение
В сорок третьем году фашисты выследили разведчицу Аню Позднякову. В гестапо дико пытали ее, добиваясь выдачи партизан, коммунистов. Но она, перенеся все тяготы и лишения, нечеловеческие пытки, ничего не сказала. Аня геройски погибла в застенках гестапо.
Так перестала существовать партизанская семерка. Тысячи таких же семерок, пятерок, троек, одиночек били врага неустанно, наносили ему вред и этим внесли свою лепту в победу над фашизмом.
Сейчас прах погибших партизан покоится в общей могиле в Соцгороде в Апавших героев, где день и ночь горит неугасимый Вечный огонь в память о лежащих здесь, в память о невыносимых муках всех людей, переживших ужасы войны. И каждый год благодарные горожане вспоминают дела их добрым, благодарственным словом и по старому православному обычаю говорят: «Вечная вам память!» И слезы скорби, вдохновения и благодарности льются в этот день.
Активно боролась против фашистских захватчиков патриотическая группа медицинских работников. В здание городской больницы №1 действовал подпольный госпиталь. Его возглавил большой души человек, верный сын Отчизны хирург Дмитрий Степанович Мазур.
Вместе с ним трудились и другие медицинские работники: врачи А.Г. Широзян, Е.В. Джапаридзе-Попова, медицинские сестры А.С. Шевченко, А.П. Павлова, О.Ф. Ханин, Т.А. Мацкевич, Н.С. Гекова, санитарки М.М. Гулик, К.И. Коваленко и др.
Гитлеровская комендатура города считала эту больницу тифозной. На дверях нескольких палат висели таблички с надписью «Тиф». Немцы боялись сюда заглядывать.
В трудных условиях, с риском для жизни, тайно, под самым носом у гитлеровцев хирург Мазур с горсткой врачей, медсестер и санитаров, при огромной поддержке местного населения возвращал к жизни раненых советских воинов, которые не успели эвакуироваться. Дмитрий Степанович делал раненым операции в подпольном госпитале, заботливо их лечил. Тех, кто выздоравливал, переправляли через линию фронта, к своим. Этим занималась мужественная и бесстрашная Л.Ф. Ржавская - экспедитор по делам эвакуации.
Врачи-патриоты не ограничивались только лечением раненых. Они спасали юношей и девушек от угона в Германию, помещали их в больницу. Некоторым вводили под кожу керосин, вызывая этим, воспалительный процесс и опухоли, а затем . начинали лечить.
Много выдумки и сообразительности проявляли врачи. Ради спасения советских людей они постоянно рисковали собственной жизнью.
Гестаповцы стали подозревать, что врачи не только лечат от тифа, но и оказывают помощь раненым бойцам. Они использовали излюбленный прием провокаций. Как-то вечером под конвоем немцы привезли в больницу двух раненых советских офицеров. Не успели гитлеровцы уйти, как офицеры сообщили врачу о своем намерении совершить побег.
Санитар Бондаренко согласился им помочь. Утром «офицеры» исчезли, а через час вернулись в сопровождении агентов карательной части. На чердаке фашисты нашли документы и ордена советских воинов. Начались аресты, отправка раненых в лагерь военнопленных. Арестовали главврача Мазура, врачей Широзян, Джапаридзе-Попову, медсестер Шевченко, Петровскую, Клочко и других. Над работниками больницы нависла угроза расправы, но они молчали. Фактов у гестаповцев не было. Поэтому медработников через несколько дней отпустили. Но хирурга Мазура в карательной части продержали больше месяца. Потом под конвоем ему разрешили вернуться в больницу. Дмитрий Степанович был в то время единственным хирургом в городе. И с этим не могли не считаться фашисты. Они сняли его с поста главного врача, установили за ним гестаповский контроль. И все же подпольный госпиталь продолжал жить и бороться с врагом. Люди в белых халатах продолжали лечить раненых воинов.
Действия Мерославского
Людвик Мерославский, возведенный парижским центральным комитетом в звание диктатора, из Познани перешёл границу у Крживосондза с секретарем Куржиной и 12 офицерами-авантюристами различных наций. К ним присоединились 100 человек учащейся молодёжи из Варшавы и ближайшие мелкие отряды повстанцев, всего собралось 400-500 чел. 7 февраля эта ...
Государственная религия – зороастризм
В Сасанидской державе особую роль играла государственная религия – зороастризм, которая активно способствовала укреплению власти персидской знати и закабалению трудящегося крестьянства. Зороастризм окончательно сложился в догматическую воинствующую религию со строго определенным культом только в сасанидское время. В основе зороастризма ...
Процесс становления власти на Северном Кавказе
Процесс становления советской власти на Северном Кавказе был достаточно длительным и сложным.
Началось становление новой власти с победы в Петрограде и в Москве ЦК большевистской партии во главе с В. И. Лениным и местные партийные организации руководили борьбой за установление власти Советов на всей территории России. В большинстве рай ...
Разделы