Русь до официального крещения
Страница 1

Материалы » Принятие христианства на Руси » Русь до официального крещения

Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников - всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, от правильного выбора времени работ. Именно это придавало особое значение годовому циклу и подчиняло ему всю жизнь.

Для язычников был важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай. "Мать - сыра - земля"- почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Богиней плодоносящей - земли-почвы была Макошь. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков – Род и Рожаницы, бог скота Волос, множество низших божеств, духи добра и зла – Берегыни и Упари, Русалки и пр.

Особую роль играло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было "волхвы" или "волшебники". В составе его было много различных разрядов, "волхвы-облакопрогонители волхвы-целители, "волхвы-хранильники", Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов, существовали женщины-колдуньи, ведьмы (от "ведать" — знать), чаровницы, "потворы".

О прочности языческих представлений в русских городах говорят не только многочисленные церковные поучения, направленные против языческих верований, но и языческая символика прикладного искусства, прекрасно сохранившаяся до наших дней.

Первое появление христианства на Руси, произошло еще во времена первосвященников. В древнейшей рукописи сказано, что Святой Апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в Скифии, поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства.

Днепр был магистральным путем не только для военных и торговых походов, но и для распространения христианской веры среди восточных славян. В Малой Азии, на Балканском полуострове в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и ученики. Христианская литература, написанная на старославянском, языке проникала на Русь из соседней Болгарии.

Страницы: 1 2

Рождение Альбертины.
От основания Прусского герцогства до открытия университета в Кенигсберге прошло почти 20 лет. Кто знает, в какой момент этих двух десятилетий нового бытия Альбрехт впервые задумался о созданияя собственной высшей школы. Одно несомненно: идея эта неизбежно должна была емй явиться. Население новосозданного герцогства было весьма пестры ...

Даосизм
В середине 1-го тыс. до н.э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путе ...

Политика Екатерины II в отношении крепостного крестьянства.
При Екатерине II начинается процесс превращения крепостных крестьян в рабов (как она сама их и называла «Если крепостного нельзя персоной признать, следовательно, он не человек; так скотом извольте его признавать, что к немалой славе и человеколюбию от всего света нам приписано будет».[5]). Самой темной стороной крепостного права был не ...