Развитие изобразительного искусства и архитектуры
В области изобразительного искусства наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Очень многие книги имели гравированные изображения; гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск и т.д. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди наиболее искусных гравюр можно назвать Л.Бунина, Ф.Зубова, А.Ростовцева.
С конца XVII века интенсивно трансформируется живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое изображение мира и людей.
В первые годы XVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом – «царским волеизъявлением» - большую группу «мастеровых разных художников» переселили в новую столицу, где был обширный фронт работ (роспись церквей, дворцов, станковая живопись, мелкая пластика). За счёт казны наиболее талантливых художников посылали в поездку за границу.
Наибольшие успехи были достигнуты в области портретной живописи, самыми выдающимися представителями которой были И.Н. Никитин и А.Н. Матвеев. На их полотнах запечатлены энергичные, действенные люди Петровского времени.
Лучшие работы Никитина – «Пётр I на смертном ложе», портрет Г.И. Головкина, «Окальный гетман » и др. Из работ Матвеева сохранились «Автопортрет с женой», парные портреты супругов Голицыных. Оба художника в своих работах изображают различных людей Петровского времени, передавая в портретах современников образ бурной эпохи. В их работах были заложены основы русского народного и вместе с тем психологического портрета.
Наряду с портретной живописью в первых десятилетиях XVIII века получают своё развитие и другие жанры – историческая композиция, батальная живопись.
Рассматриваемая эпоха отмечена также достижениями в области скульптуры, которая не имела столь богатых традиций в допетровской Руси, как живопись и архитектура. В начале XVIII века постепенно начинают осваиваться все жанры станковой и монументальной скульптуры. Самой крупной фигурой этого времени в области скульптуры был К. Расорелли.
Особое распространение в это время получили также скульптурные композиции, что ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей (например, оформление Большого каскада Петровского дворца).
Бурное развитие в этот период получают архитектура, зодчество, которые, как и другие виды искусства, с одной стороны, опираясь на национальные традиции, сохраняют национальное своеобразие, с другой стороны, находящиеся в тесном контакте с искусством западноевропейских художественных стилей и классицизма.
Архитектура переживала в петровское время переходной период, тот или иначе отражавший западноевропейское влияние.
Наиболее заметно оно в становлении в конце XVII- начале XVIII века, так называемого «нарышкинского стиля» или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего, здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы устремлённые ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Такова изящная церковь Покрова в Филях, церковь в Дубовицах, Меншикова башня (архитектор И.П. Зарудный).
Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны).
Народные восстания 30-х годов XVII в.
Большого подъема достигла антифеодальная и освободительная борьба на Украине в 30-х годах XVII в. Центром, откуда начинались народные движения, оставалась Запорожская Сечь. Новое восстание возглавил талантливый вожак казачества Тарас Федорович, прозванный в народе Трясилом. В апреле 1630 г. отряды повстанцев направились к Переяславу и в ...
Происхождение славян
На рубеже III – II тысячелетий до н.э. в период бронзового века, когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племён, они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах. Племена, пользовавшиеся славянским наречием индоевропейского языка, прекрасно понимали ...
Биография
КОСТЮ́ШКО Тадеуш (полностью Тадеуш Анджей Бонавентура Костюшко, Tadeusz Andrzej Bonawentura Kosciuszko) (4 февраля 1746, село Меречевщизна, Волынь — 15 октября 1817, Золотурн, Швейцария), польский политический и военный деятель, руководитель Польского восстания 1794 года, участник Войны за независимость в Северной Америке.
Происхо ...



Разделы