Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Страница 1

Материалы » Антифеодальное движение » Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный

Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в.

Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление «Об украинских казаках», где шла речь о мерах и средствах подавления народных восстаний. Эти восстания ослабили силы польских интервентов в России, способствовали победам народного ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождению Москвы в октябре 1612 г. Эта победа дала новый толчок освободительному движению на Украине. Польский сейм в сентябре 1616 г. отмечал, что на Украине около 40 тысяч вооруженных казаков не признают власти Речи Посполитой и фактически создают свою республику. Поэтому польское правительство, начав новую интервенцию против России, было вынуждено разделить свое войско: одна его часть двинулась на Москву, вторая отправилась подавлять восстание на Брацлавщине.

На Киевщине вблизи урочища Сухая Ольшанка повстанческие отряды остановили войско карателей. Не полагаясь на силу оружия, польско-шляхетское командование начало переговоры и дало много обещаний старшине, возглавляемой гетманом Петром Сагайдачным. В результате 28 октября 1617 г. было заключено Ольшанское соглашение, согласно которому повстанческое войско распускалось, оставалась только тысяча реестровых казаков, а остальные возвращались под власть магнатов и шляхты.

Петр Сагайдачный в отношениях с Речью Посполитой был склонен к взаимным уступкам. Этот выходец из украинской шляхты стал весьма образованным человеком — учился в Острожской школе, учительствовал, написал произведение «Объяснение об унии», где решительно выступил в защиту православной веры, против унии и католицизма. Сагайдачный занимал почетное место среди казацкой старшины, прославился целеустремленной борьбой против Крымского ханства и султанской Турции. «Этот Петр Конашевич — муж редчайшей мудрости и зрелого суждения в делах, остроумный в словах и поступках, хотя своим происхождением, образом жизни и привычками был простым человеком, все-таки в глазах грядущего потомства он достоин стать в один ряд с самыми выдающимися людьми своего времени . Словом, это был человек смелого разума, искавший опасностей, не щадящий жизни, первый в нападении, а в отступлении последний»,— так характеризовал Петра Сагайдачного один из современников. В 1616 г. Сагайдачный возглавил поход реестровых казаков на Крымское ханство и разрушил крепость Кафу. В освободительном движении на Украине Сагайдачный нередко занимал компромиссную и соглашательскую позицию. С польскими правителями он заключил Роставицкое соглашение (1619), согласно которому реестр казаков увеличивался до 3 тысяч. Однако и это соглашение вызвало протест крестьянско-казацких масс.

В конце концов, Сагайдачный понял, что единственно верным путем для Украины было бы ее воссоединение с Россией. В 1620 г. по воле Войска Запорожского он отправил в Москву посольство во главе с полковником Петром Одинцом с просьбой принять казаков на службу Российскому государству. Эти первые переговоры имели важное значение: царское правительство одобрило намерение казаков.

Страницы: 1 2

Поход Карла ХП на Россию (1708-1709)
Разгромив союзников Петра I и обеспечив себе надежный тыл в Польше, Карл XII выступил в поход на Россию. В январе 1708 г. 45-тысячная шведская армия во главе с непобедимым королем переправилась через Вислу и двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I в местечке Жолкиеве, русская армия должна была уклоняться от решительных сра ...

Земский собор.
Важным шагом Избранной Рады было образование нового сословно-представительского органа власти – Земского собора. В его состав входили Боярская дума, освящённый собор – представители высшего духовенства, представители дворянства и верхушки посада. Обычно дворяне составляли большую часть собора. Относительно Земских соборов специальных за ...

Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...