В феврале 1855 г. на российский престол вступил новый император - Александр II. Он понимал необходимость восстановления утраченного Россией престижа на международной арене. К этому времени крепостное право в большинстве стран Европы было уже отменено, из-за чего крепостническая Россия выглядела в глазах Европы отста-, лой, забитой и патриархальной. Новый российский царь, в отличие от своих предшественников, придерживался либеральных взглядов и лучше многих других в стране понимал, что настало время нестандартных решений и практических действий.
30 марта 1856 г. Александр II публично заявил о необходимости отмены крепостного права. Сделал он это в своей речи перед предводителями дворянства в Москве, в которой сказал об освобождении крестьян: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Помещикам было поручено включиться в разработку реформы.
В Министерстве внутренних дел изучались извлеченные из архивов проекты Сперанского1 и Киселева, ходившие по рукам записки, в том числе и Кавелина. Было решено освободить крестьян от крепостной зависимости и дать им небольшие наделы, за которые они будут выполнять у помещиков определенные повинности.
В 1857 г. был образован Негласный комитет для обсуждения министерской программы, но его деятельность оказалась малопродуктивной. Помещики тоже не спешили откликнуться на призыв царя. Наконец, Виленский генерал-губернатор В.И.Назимов убедил местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Однако литовские помещики просили освободить крестьян без земли.
В этой обстановке Александр II подписал рескрипт (предписание) на имя Назимова, в котором предлагалось создать губернский комитет для разработки реформы на условиях, выдвинутых правительством.
Рескрипт был опубликован. Негласный комитет преобразован в Гласный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала развиваться гласно. К лету 1858 г. губернские комитеты были созданы почти везде, а к концу года с мест стали поступать первые отзывы, которые рассматривались в редакционных комиссиях. Я.И.Ростовцев, возглавивший редакционные комиссии, стремился направить их работу в либеральное русло. Текущие дела по подготовке реформы проводили Н.А.Милютин и Ю.Ф.Самарин.
К августу 1859 г. проект был подготовлен. Для ознакомления с ним в Петербург были вызваны представители дворянства. Официальных заседаний не проводили, так как при дворе опасались стихийного возникновения парламента.
Помещики нечерноземных губерний требовали за землю огромный выкуп и хотели от правительства гарантий выкупной операции.
Представители черноземных губерний не хотели давать крестьянам землю, но маскировали свое нежелание громкими криками о воображаемых опасностях, усмотрев в трудах редакционных комиссий проявление республиканских и демократических тенденций.
Попытки крепостников сдвигали проект в сторону ущемления интересов крестьян. Однако обсуждение проектов имело большое значение. Главные разработчики, Милютин и Самарин, сделали важные выводы, которые легли в основу законопложений о реформах:
- необходимо учитывать местные особенности (в черноземных губерниях главная ценность - земля, в нечерноземных - крепостной труд, овеществленный в оброке);
- для проведения реформ необходим переходный период;
- крестьян нельзя оставлять без земли, а помещиков - без гарантированного правительственного выкупа.
Александр II последовательно отстаивал необходимость проведения реформ, несмотря на растущее сопротивление помещиков. Проект преобразований был передан для окончательного рассмотрения в Государственный совет.
Крестьяне, для которых готовилась реформа, не участвовали в работе комиссий и комитетов. Предстоящая реформа проводилась только в интересах помещиков.
Октябрьская революция. От теории к
практике
Октябрьская революция перевела вопрос о социализме из сферы теоретико-политической в плоскость практически-политическую. Поэтому в трудах Ленина советского периода значительный упор делается на анализ путей и методов достижения социализма в конкретных условиях России.
Главная трудность состояла в реорганизации всей хозяйственной жизни ...
Административные преобразования.
Говоря об административных реформах Петра I нужно отметить, что как таковых реформ вовсе не было. Это были лишь незначительные изменения в ту или иную сторону. «Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность», - писал изв ...
Положение в сельском хозяйстве России 1800–1860 гг.
Попытки реформирования деревни
Сельское хозяйство оставалось в первой половине XIX в. основной отраслью экономики России. Судя по данным переписи населения Российской империи, в 1897 г. даже две трети домохозяев кормили себя и семью благодаря занятиям в аграрном и лесном секторах хозяйства страны, а также промысловой охотой. В промышленности и строительстве трудилось ...
Разделы