Методика как отрасль.
Таким образом, методика имеет самопедагогической стоятельный
обьект и учения — про науки. Обучение истории; раскрывает его объективно действующие закономерности (связи и от ношения между составляющими его компонентами), использует методы научного исследования, применяет раскрытые закономерности к практическому усовершенствованию процесса. Поэтому мы вправе рассматривать методику обучения истории как науку или как отрасль науки.
Многосторонность процесса, изучаемого методикой, сближает ее с рядом наук.
Методику обучения истории относят иногда к наукам историческим. Она органически связана с историей так же, как и методики обучения другим учебным предметам — с соответствующими
науками. Методологической
основой исторической науки и истории как учебною предмет; является исторический материализм. Школьное обучение истории не только черпает в исторической науке свое содержание, т. е. научно проверенные и проанализированные факты и научные обобщения, но в ряде случаев ведет познание учащихся теми же путями, какими идет историческое исследование: от изучения исторических источников — к установлению фактов, от исторических фактов — к обобщениям, от обобщений — к познанию новых фактов (см. гл. 2, § 1 и 2).
Вместе с тем историческая наука и методика обучения истории имеют различные по своему характеру объекты и (учения, различные задачи и методы исследования.
Историческая наука изучает процесс развития человече-(кого общества с целью раскрытия объективно действующих законов, знание которых позволяет лучше понять прошлое и настоящее и предвидеть будущее. Эта наука имеет дело со всей совокупностью исторических источников и почерпнутых из них знаний.
Методика изучает процесс обучения истории с целью раскрытия в нем закономерностей образования, воспитания и развития учащихся, повышения его педагогической эффективности. Исторические источники, факты и обобщения она изучает с точки зрения того, на работе с какими из них могут быть наиболее действенно в образовательном и воспитательном отношении раскрыты основы исторической науки. Методика обучения использует некоторые методы исторической науки не для новых открытий в области истории, а для лучшего усвоения учащимися знаний и их ознакомления с самими методами исторической науки, т. е. в целях педагогических.
Таким образом, методику обучения истории, имеющую различные с исторической наукой объекты, задачи и методы исследования, нельзя считать наукой исторической.
Изучение методикой учебной деятельности школьников тесно связывает ее с психологией. Методологической основой психологии, так же как и методики обучения, является марксистско-ленинская теория познания. Развитие советской психологии создало условия для научного исследования процессов обучения истории и других предметов школьного преподавания. Методика, изучая процесс учения, опирается на законы, раскрытые психологией, а также частично заимствует у нее методы исследования психической деятельности школьников.
Вместе с тем у психологии и у методики разные задачи, а объекты, ими изучаемые, совпадают лишь частично. Методика изучает психическую деятельность школьников в той мере, в какой она связана с усвоением ими исторического материала. Исследует методика не общие законы психической деятельности, как это делает психология, а закономерные связи содержания, приемов обучения истории с достигаемыми через психическую деятельность результатами.
Процесс, изучаемый методикой,— педагогический (обучение учебному предмету), конечные цели изучения — педагогические (достижение возможно лучших педагогических результатов), исследуемые закономерности — педагогические (зависимости результатов обучения от содержания и приемов обучения), методы исследования — педагогические (психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение), показатели результатов исследования — педагогические (достигнутые результаты в образовании, воспитании и развитии учащихся). Таким образом, методика обучения истории, как и другие методики, относится к наукам педагогическим.
Педагогические науки изучают процесс коммунистического воспитания в целом, охватывая все стороны образовательно-воспитательной работы, начиная с раннего детства человека. Одна из важнейших частей педагогической науки — дидактика. «Важнейшей задачей советской дидактики и является научное обоснование содержания образования, методов и организационных форм обучения, создание теории образования и обучения молодых поколений в условиях строительства коммунизма».
Методика исследует процесс обучения применительно к одному учебному предмету, и в силу этого она может конкретнее раскрыть закономерные связи и отношения между компонентами учебного процесса, определить на этой основе цели, содержание, формы, методы, приемы обучения и требования к оборудованию процесса. Исследования дидактические и методические взаимно помогают, дополняют и обогащают друг друга. Таким образом, методику обучения истории в советской школе мы можем определить как отрасль педагогической науки, изучающую процесс обучения предмету с целью использования закономерностей этого процесса для дальнейшего усовершенствования образования, воспитания и развития подрастающего поколения в условиях строительства коммунистического общества.
100-летие со дня рождения В.И.Ленина
Вторая половина восьмой пятилетки прошла под знаком достойной
В. И. Ленина встречи 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Еще в 1967 г. На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах Мурманской области по инициативе коллективов Ждановского горно-обогатительного комбината, сельдяного флота, треста Апатитстрой, зверосовхоза «Кольский» ...
Кризис полиса или кризис цивилизации?
Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но, главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в сост ...
Структура государственной власти после февральских событий 1917 года
В стране сложилось несколько политических группировок, провозгласивших себя правительством России:
1) Временный комитет членов Государственной Думы сформировал Временное правительство, главной задачей которого было завоевание доверия населения. Временное правительство объявило себя законодательной и исполнительной властью, в которой ...



Разделы