Григорий Распутин
Но были люди, подобные французскому послу Палеологу, которые взирали на Распутина как на подкупленного агента Германии, как на какого-то «мошенника», которого банкирам Манусам и Рубинштейнам легко удавалось обращать взяткой в «слепое орудие» их финансовой политики. Распутин, отнюдь не брезгуя «чужими» деньгами, был разумеется гораздо -требовательней, чем это полагали в своей наивности и тот же посол Франции, и многие другие. Хитрому «старцу» нужна была прежде всего безопасность трона, негласно им самим занимаемого, нужно было укрепление царского престижа, вот-вот готового рухнуть под угрозой полчищ Вильгельма II, нужно было спасать царя, а главное себя самого, связанного с царем и его казною, сулившими куда больше блага, чем те, что были в распоряжении какого-то Мануса, который «обеспечивал связи с Берлином». — Вот где надо искать причину поворота Александры Федоровны, находившейся под полным влиянием Распутина, в сторону сепаратного мира с Германией (намек, который содержится в письме царицы от 17 апреля 1915 г., где она цитирует Николаю II послание своего брата великого герцога Эрнста-Людвига с предложением «начать строить мост для переговоров»). Во времени войны 1914—1916 гг. Распутин окончательно овладел директивой всей государственной и церковной жизни России. Илиодор, называя его «неофициальным русским царем и патриархом», не слишком фантазировал, в этом теперь — после опубликования целого ряда документов, относящихся к эпохе "распутиновщи" приходится сомневаться.
В делах церкви Распутин стал для духовенства "царь и бог". Победа Распутина над епископом Гермогеном, слова самой царицы Александры Федоровны из письма которой (12 ноября 1915 года) говорят, что от Распутина действительно зависело назначение любого из угодных "старцу" пастырей на любой из высших постов, кончая митрополичьим! — "Душка, — пишет "благочестивейшая" Николаю II,—я забыла рассказать тебе о Питириме, экзархе Грузии . он человек достойный и великий молитвенник, как говорит наш Друг (т. е. Распутин) . Он (Распутин же) просит тебя быть твердым, так как Питирим Единственный подходящий человек. У него (Распутина) нет никого, кого бы он мог рекомендовать на место Питирима ."
Лишь выясняя его роль как роль негласного самодержавного монарха, — можно охарактеризовать то положение, какое занимал этот «святой» в трагическом финале династии Романовых. Да, то был «царь»!—некоронованный, но все же «царь»— пред кем смирялась воля самого «помазанника божьего»! негласный «царь», творивший чудеса, исцелявший больных, воскрешавший мертвых, заклинавший туманы, изгонявший «блудного беса», спасавший, наконец, державу Российскую. — «Царь не от мира сего», хотя пожалуй и чересчур «земной» в известном отношении.
Выше царя! — вот истинное положение, какое занимал этот «простец» в больном воображении своих державных приверженцев. Но кто же мог претендовать на положение «выше царя»? Бог только бог. «Григорий, Григорий, ты Христос, ты наш Спаситель», — говорили своему "лампаднику" цари, целуя его руки и ноги. Это сказал Илиодору сам «Григорий» в порыве откровенности. Это невероятное признание, на основании ряда документов, подтверждают сокровенные доселе источники этой неслыханной в истории биографии! Начав с молитвенных ходатайств за царя перед богом, Распутин стал посредником меж ними, чтоб потом занять место и того, и другого. «Царь и бог» — поистине, такое сказочное совместительство в лице развратного к тому же и почти неграмотного «мужика» было возможно лишь в стране неограниченных возможностей.
Идейно-политические течения
Развитие капитализма, рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течении. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правопорядок в обществе должен быть таковым, чтобы была возможность получения каждым индивидом выгоды ...
Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая моб ...
Русь до официального крещения
Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников - всего того, что было связано с производственной деятельностью земледель ...
Разделы