Григорий Распутин
В чем была тайна успеха Распутина? Его беспримерного восхождения на недосягаемую, казалось бы, высоту? Тайна его сказочной мощи у «подножия трона»? Его исключительного порабощающего влияния на Николая и Александру Романовых, не говоря уж о других, о большем количестве жертв его колдовских чар?
Ответ на подобные вопросы некоторые находят прежде всего в гипнотизме, коим широко пользовался «святой старец» не только в целях своих мнимых чудес, но главным образом и в целях подчинения своему влиянию «нужных лиц» — нужных ему или другим, действовавшим через Распутина, — на этот счет мнения расходятся.
Утверждали, например, что Распутин был только фокусом, в котором якобы сосредоточивалась коллективная сила гипноза группы «черных оккультистов", избравших «старца» как орудие своих тайных замыслов. Другие передавали, что Распутин был орудием лишь одного магнетизера, научившего «старца», в своих собственных интересах, гипнотическому влиянию. — Последняя версия находит себе, между прочим, подтверждение и в записках С. П. Белецкого. «Когда я был директором департамента полиции, — пишет он, — то в конце 1913 г., наблюдая за перепиской лиц, приближавшихся к Распутину, я имел в своих руках несколько писем одного из петроградских магнетизеров к своей даме сердца, жившей в Самаре, которые свидетельствовали о больших надеждах, возлагаемых этим гипнотизером, лично для своего материального благополучия, на Распутина, бравшего у него уроки гипноза и подававшего, по словам этого лица, большие надежды, в силу наличия у Распутина воли и умения ее в себе сконцентрировать. Ввиду этого, я, собрав более подробные сведения о гипнотизере, принадлежавшем к типу аферистов, спугнул его и он быстро выехал из Петрограда. Продолжал ли после этого Распутин брать уроки гипноза у кого-либо другого, я не знаю, так как я в скорости оставил службу».
Что у Распутина были не только «наличие сильной воли», как передает Белецкий, и «умение ее в себе сконцентрировать», но и чисто внешние для гипнотизера данные, — об этом знает всякий, кто хоть раз видел этого знаменитого «чародея».
«Ну и глаза у него! — пишет одна из современниц в своем дневнике. — Каждый раз, когда вижу его, поражаюсь, так разнообразно их выражение и такая глубина. Долго выдержать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, всегда с долей лукавства, и в них много мягкости.
После того, как Распутин поднялся до такой высоты, приверженцам династии Романовых, желавшим, наперекор во что бы то ни стало и какою угодно ценой спасти эту несчастную династию, осталось только одно-—убить Распутина.
Первым, кто хотел это сделать из числа верноподданных Николая II, был ялтинский градоначальник, известный в свое время черносотенец, типа Держиморды — генерал Думбадзе.
Прикончить житие «святого», в продолжение стольких лет спасавшегося своими «подвигами» чету «благочестивейших» Романовых и его присных, сподобились, наконец князь, Ф.Ф. Юсупов (граф Сумароков-Эльстон) и В.М. Пуришкевич, при пособничестве великого князя Дмитрия Павловича, доктора С. С. Лазаверта и поручика С — «Старца» заманили на такую вкусную приманку, как красавица княгиня И. в Юсуповский дворец, накормили там отравленными пирожными, напоили отравленным вином, а когда цианистый калий не оправдал ожидавшейся скорости действия,—«святого» застрелили, раздробив ему вдобавок голову тяжелой гирей. По-видимому, сам бог, который столько раз спасал эту «драгоценную» жизнь, — и тот разочаровался со временем в достоинствах «святого», а разочаровавшись, отказался наконец, не взирая на горячие молитвы Романовых, от всяческой небесной охраны. Убили «святого», а на другой день, по иронии судьбы, все газеты, словно сговорившись, огласили, что убили какую-то собаку. «Собаке—собачья смерть», говорили ничего не понимавшие читатели газет и почитатели Распутина. «Собаке—собачья смерть», повторяли они, и никто из них, конечно, не только не прослезился, но даже не перекрестился.
Крестьянско-казацкие восстания. Северин Наливайко
В конце XVI в. антифеодальная борьба бедняков Украины развернулась с еще большей силой. Вместе с крестьянами выступали запорожские и реестровые казаки. Повстанцы стремились освободить Украину от иноземного господства и воссоединить ее с Россией.
Первое могучее крестьянско-казацкое восстание в 1592— 1593 гг. охватило Киевщину, Брацлавщи ...
Положение дел в Западное Европе и Новом Свете накануне завоевания Мексики.
К началу XVI в. в Западной Европе сложилась ситуация, благоприятствующая дальнейшим географическим открытиям. Развитие производственных сил в самой Европе, связанное с переходом от старого, феодального, ведения хозяйства к новому, капиталистическому, требовало новых рынков сбыта и источников сырья. Европейские купцы, банкиры и предприни ...
Культура швеции
В отличие от Дании в шведской культуре XVI в. крупную роль сыграли не только протестанты, но и эмигранты-католики.
Крупнейшим писателем Швеции XVI в. был главный деятель Реформации в этой стране Олаус Перти (1493—1552). Особенно ценны его перевод на шведский язык Библии (так называемая ч Библия Густава Вазы») и «Шведская хроника» — ста ...
Разделы