Тамбов в годы Великой Отечественной войны
Уже осенью 1941 г., практически вся продукция тамбовских заводов стала военной. Тамбовские вагоноремонтные бронепоезда, санитарные и банно-прачечные поезда, поезда, «Ревтруд» делал электрооборудование и боеприпасы, рабочие «Комсомольца» собирали минометы, авиационные и морские приборы. Одевали Красную Армию суконные фабрики Моршанска. Арженки, Рассказова. На оборону работал Котовск. Необходимые фронту продукты давали хлебозаводы, табачные фабрики, сахарные и маслозаводы – все 9 тыс. больших и малых предприятий Тамбовщины.
Задачи обеспечения фронта не могли быть выполнены без высокого осознания патриотического долга, без подлинного трудового героизма. С первых дней войны рабочие встали на фронтовые вахты. На заводе «Революционный труд» осенью 1941 г. более 400 рабочих ежедневно выполняли задания на 200% и выше, в предельно сжатые сроки выполнял оборонные заказы Тамбовский вагоноремонтный завод, где к концу 1941 г. 62% были стахановцами и 24%-ударниками. Не выполнявших норм выработки на заводе не было.
Поистине всенародном стало социалистическое соревнование. Оно ускорило развитие военной экономики, позволило использовать колоссальные резервы, заложенные в недрах советского строя. Одной из форм соревнования стало движение двухсотников – рабочих, выполнявших по две нормы: одну за себя, другую за ушедшего на фронт товарища. Движение двухсотников вскоре переросло в движениу многосотников. На изношенном оборудовании, экономя время и материалы, тысячи рабочих Тамбовщины выполняли три, четыре, пять, а норм.
16 июля 1941 г. Совинформбюро сообщило о слесаре Мичуринского вагонного депо Николае Гугняеве, ежедневно выполнявшем не менее пяти норм не. Осенью 1941 г.на крупных заводах области было свыше 3 тыс. двухсотников и многосотников.
Самоотверженно работали тамбовские железнодорожники. Два мощных потока – военные грузы, идущие в западном направлении, и эвакуационные эшелоны, двигавшиеся на восток – встретились летом 1941 г. на железнодорожных узлах Тамбовщины. Осенью, вследствие ухудшения положения на фронте, Ленинская железная дорога стала одной из основных транспортных артерий, обеспечивая снабжение Московского направления, Юго-западного фронта. Решение этих ответственных задач затруднялось недостаточным техническим оснащением железных дорог области, условиями полной затемненности узлов и частыми налетами вражеской авиации.
Тамбовские железнодорожники сделали все, чтобы не допустить скопления и задержки составов, хотя количество вагонов на станциях в несколько раз превышало норму. Поезда шли с интервалом в несколько сот метров. На высоких скоростях, часто без отдыха, водили поезда машинисты Тамбовского паровозного депо С.Г. Дмитриев, А.С. Мещеряков, А.Ф. Ильин, В.М. Самохвалов, Н.Е. Богданов, Моршанского депо – Ф.Е. Киршин и др. Благодаря героическим усилиям железнодорожников первые полгода войны погрузка по Тамбовскому отделению выросла в 5 раз по сравнению с довоенным уровнем. Годовой план был выполнен на 125% уже в середине ноября. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства и военного командования были награждены орденами и медалями 76 железнодорожников.
Растущие потребности фронта диктовали необходимость неуклонного повышения производительности труда. В связи с этим в мае 1942 г. началось Всесоюзное социалистическое соревнование, продолжавшееся в течение всей войны. В него активно включились промышленность и транспорт области. Особенно широко развернулось соревнование фронтовых бригад. Первая фронтовая бригада возникла на Тамбовщине в декабре 1941 г. на Мичуринском паровозоремонтном заводе, к 1943 году их стало больше 400.
В условиях временной потери донецкого угля, украинского металла, сокращения добычи грозненской нефти особое значение приобрела экономия сырья и топлива. Местные предприятия переходили на дрова и торф. Паровозные бригады Кочетовки и Тамбова применяли худший по качеству бурый уголь, но не снижали скорости движения поездов. Использовали и облитую водой, а затем замороженную угольную пыль. В 1942 г. завод «Комсомолец» сэкономил 300 тыс. рублей, Тамбовский вагоноремонтный завод (ТВРЗ) – 4 млн.
Работа в тылу требовала порой не меньше мужества, физических и нервных сил, чем на фронте. Так было, когда рабочие не выходили из цехов по несколько суток подряд, когда в стылом корпусе эмульсия на изношенном станке покрывалась льдом, когда требовалось лезть в горящую паровозную топку, чтобы сменить колосники и быстрее довести эшелон. Такая работа позволила ревтрудовской бригаде С. Васильева выполнять по 14 норм, а бригаде мичуринских паровозоремонтников А.В. Свешнткова-10 норм, Моршанской суконной фабрике к 23 февраля 1943 г. одеть сверх плана 2 полка. Рабочие Тамбовщины награждались как солдаты – за мужество. В июле 1943 г. 120 рабочих и инженеров Тамбова, Котовска, Моршанска были награждены правительственными орденами и медалями.
Утварь
По форме глиняная посуда восточных славян делится на три основных типа. Она может иметь форму овала, цилиндра или усечённого конуса, повёрнутого основанием кверху. Овальные горшки делают главным образом для варки пищи, причём белорусы иногда оплетают их проволочной сеткой, очень большие горшки имеют особые названия. Русская корчага упот ...
Социально-экономическое и политическое развитие России в
первой половине XIX века
В XIX век Россия вступила феодально-крепостническим абсолютистским государством. Территория ее была огромна – уже тогда Россия занимала одну шестую часть суши – и продолжала прирастать. В первой половине XIX века в состав Российской империи вошли Финляндия, Польша, часть Средней Азии, завершилось присоединение Закавказья, во второй поло ...
Кенигсбергский и Калиниградский университеты . Новые времена.
Кенигсбергский университет ныне не существует. Нет и прежнего Кенигсберга.
С 1967 г. действует новый Калининградский университет, основанный на базе педагогического института, открытого в 1948 г., который нередко отождествляется с довоенным университетом. Об этом свидетельствуют письма, приходящие в Калининград из-за рубежа и адресова ...
Разделы